Найти в Дзене
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ

Божественная. Леди Гамильтон

От дочери кузнеца до леди Гамильтон Эмма прошла поразительный путь. Её личное обаяние и необъяснимый шарм магнетически влиял на мужчин, которые становились зависимыми от её привязанности, её верности и её способности воплощать их фантазии. Джордж Ромни, сэр Уильям Гамильтон и лорд Горацио Нельсон ввели Эмму в общество и обеспечили ей место в британской истории. Её настоящее имя было Эми Лайон, но она предпочитала, чтобы её знали как Эмму Харт. Первая связь Эммы с сэром Гарри Фетерстоунхау из Аппарка в Сассексе была недолгой. Он бросил её, когда она забеременела. Вскоре после этого достопочтенный Чарльз Гревилл взял 16-летнюю Эмму под свою «опёку». Оставив дочь с родственниками, она стала его любовницей и была поселена в пригородном доме в Паддингтон-Грин на имя миссис Эммы Харт. В апреле 1782 года Гревилл отвёз свою новую любовницу к Джорджу Ромни, чтобы тот написал её портрет. Гревилл надеялся заказать серию картин Эммы с целью нажиться на этом. Но Эмма и Ромни больше всего выиграли о

От дочери кузнеца до леди Гамильтон Эмма прошла поразительный путь. Её личное обаяние и необъяснимый шарм магнетически влиял на мужчин, которые становились зависимыми от её привязанности, её верности и её способности воплощать их фантазии. Джордж Ромни, сэр Уильям Гамильтон и лорд Горацио Нельсон ввели Эмму в общество и обеспечили ей место в британской истории.

Её настоящее имя было Эми Лайон, но она предпочитала, чтобы её знали как Эмму Харт.

«Леди Гамильтон в образе природы». Джордж Ромни.
«Леди Гамильтон в образе природы». Джордж Ромни.

Первая связь Эммы с сэром Гарри Фетерстоунхау из Аппарка в Сассексе была недолгой. Он бросил её, когда она забеременела. Вскоре после этого достопочтенный Чарльз Гревилл взял 16-летнюю Эмму под свою «опёку». Оставив дочь с родственниками, она стала его любовницей и была поселена в пригородном доме в Паддингтон-Грин на имя миссис Эммы Харт. В апреле 1782 года Гревилл отвёз свою новую любовницу к Джорджу Ромни, чтобы тот написал её портрет. Гревилл надеялся заказать серию картин Эммы с целью нажиться на этом. Но Эмма и Ромни больше всего выиграли от своего художественного знакомства.

Эмма настолько захватила воображение Ромни, что позже он назвал её «божественной леди... превосходящей все женское человечество». С момента их первой встречи Эмма была его «волшебной» музой. Ромни привлекала её идеальная красота, сочетавшая правильные черты древнегреческой скульптуры с пышными каштановыми волосами одной из сладострастных женщин Рубенса. Эмма умело держала позу и выражение лица, как профессиональная модель. Она была живой, любящей и умела нравиться и льстить мужчинам, с которыми вступала в личные или деловые отношения.

Эмма в роли вакханки. Джордж Ромни.
Эмма в роли вакханки. Джордж Ромни.

Ромни был настолько одержим Эммой, что совсем отказался от рутинных заказов, и это радикально изменило его портретную практику. В течение следующих девяти лет он развивал талант Эммы и извлекал выгоду от её красоты. Только за четыре года (с 1782 по 1786 года) Эмма позировала Ромни более 100 раз. Результатом их плодов стала череда причудливых портретов и литературных сюжетов с драматическими героинями.

Уильям Гамильтон

В августе 1783 года Уильям Гамильтон вернулся из Неаполя с останками своей первой жены, которые должны были быть похоронены в Англии. В течение года, когда Гамильтон оставался в Англии, он часто общался со своим племянником Чарльзом Гревиллом. Он часто наслаждался обществом любовницы Гревилла, Эммы Харт. Молодая, бойкая и красивая Эмма была как ожившая древняя скульптура, которую почитал антиквар Гамильтон. Классические черты «греческой богини» Эммы постоянно стояли перед глазами Гамильтона, и он заказал Рейнольдсу её портрет в образе вакханки.

Эмма. Джордж Ромни.
Эмма. Джордж Ромни.

В 1785 году сэр Уильям Гамильтон получил письмо от племянника, в котором тот жаловался на свои финансовые трудности. Гревилл пришёл к выводу, что ему необходимо подыскать богатую невесту. Эмма больше не была ни подходящей, ни выгодной. И Гревилл предложил Эмму своему дяде в качестве любовницы. Несомненно, он заботился о содержании Эммы. Но скрытой причиной всего этого была надежда, что красивая, но неподходящая Эмма отвлечёт его дядю от повторной женитьбы. Таким образом, Гревилл надеялся обеспечить себе наследство в качестве ближайшего наследника бездетного Гамильтона.

После множества встреч с Ромни в 1786 году Эмма покинула Лондон ради новой жизни в Неаполе. Ромни глубоко переживал отъезд Эммы и тосковал по своей чарующей музе.

По её прибытии в Неаполь сэр Уильям Гамильтон начал заказывать портреты Эммы различным местным и приезжим художникам. В тот момент Эмма считала себя гостьей и ждала, когда Гревилл присоединится к ней.

Через три месяца после приезда она описала свои чувства растерянности и неуверенности: «У меня есть учитель языка, учитель пения... Но для чего всё это. Если бы это развлекало вас, я была бы счастлива. Но Гревилл... я бедная, беспомощная и покинутая. Я прожила с вами пять лет, и вы отправили меня в незнакомое место, без всякой перспективы. Я думала, что вы приедете ко мне. Вместо этого мне сказали, что я должна жить ... с сэром Уильямом. Нет, я уважаю его. Но возможно, он поживёт со мной немного, как вы, и отправит меня в Англию. Тогда что мне делать, что со мной будет…».

Эмма в роли Цирцеи. Джорджа Ромни,
Эмма в роли Цирцеи. Джорджа Ромни,

В течение шести месяцев Эмма стала любовницей Гамильтона, хотя продолжала тосковать по Гревиллу.

Под руководством сэра Уильяма Эмма разработала репертуар, связанный с каноном знаменитых греческих и римских скульптур, и исполняла их для ряда известных посетителей. Среди них был немецкий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте, который приехал в Неаполь в 1787 году. Он описал жизнь на вилле Гамильтона: «После многих лет преданности искусству и изучению природы Гамильтон нашёл вершину этих наслаждений в лице английской девушки... с прекрасным лицом и совершенной фигурой... Она распускает волосы и с помощью нескольких шалей придаёт такое разнообразие своим позам, что зритель едва может поверить своим глазам».

Гамильтон был безумно влюблен в Эмму, которая сообщила Гревиллу, что «любит его нежно». Таким образом, маловероятный брак между 26-летней леди, которая считалась слишком «вульгарной» чтобы быть принятой при британском дворе, и 61-летним послом состоялся в Лондоне в 1791 году.

Сэр Уильям Гамильтон и Эмма. (Джордж Ромни)
Сэр Уильям Гамильтон и Эмма. (Джордж Ромни)

С возвращением Эммы к позированию Ромни вышел из своей привычной депрессии. Он с новыми силами взялся за свою старую тему и с волнением писал другу: «Большую часть этого лета я буду занят написанием картин с божественной леди». Только за два первых месяца Ромни написал восемь или девять новых фантазийных работ, изображающих Эмму как вакханку, как Магдалину и даже как Жанну д'Арк. В число горячих работ Ромни входила картина, изображающая её в белом тюрбане, которая своими эскизными широкими мазками показывает скорость, с которой он выполнял многие из своих портретов Эммы.

 Леди Гамильтон, в белом тюрбане. Джордж Ромни
Леди Гамильтон, в белом тюрбане. Джордж Ромни

В сентябре 1791 года две последовательные записи в дневнике отмечают переход от «миссис Харт» к «леди Гамильтон». А после 12 октября только что вышедшая замуж леди Эмма Гамильтон больше не появлялась у Ромни. Присутствие Эммы в жизни Ромни было очень значимым в его творчестве. Её отъезд в Италию усилил хроническую депрессию, от которой он страдал в последние тревожные и неустойчивые годы своей карьеры.

Адмирал Нельсоном

Леди Эмма Гамильтон впервые встретилась с адмиралом Нельсоном в августе 1793 года, когда его корабль «Агамемнон» пришвартовался в Неаполитанском заливе. Его прибытие было связано с англо-неаполитанским договором, который был заключён сэром Уильямом Гамильтоном для сохранения верности Неаполитанского королевства во время войны Великобритании против Франции. Считается, что Эмма вмешалась в переговоры о поддержке неаполитанцев. Она пользовалась большим влиянием у королевы Неаполя и, возможно, помогла убедить короля в том, что политический нейтралитет - не лучший подход. Нельсон и сэр Уильям оба считали, что её заступничество оказало влияние на короля.

Леди Гамильтон. Элизабет Виже-Лебрен, 1790 год
Леди Гамильтон. Элизабет Виже-Лебрен, 1790 год

Последующие месяцы и годы были периодом большого беспокойства для Гамильтонов и Неаполя. Сестра королевы Мария-Антуанетта была казнена в октябре 1793 года, что усилило ненависть местных жителей к французам. Сэр Уильям Гамильтон заболел. Эмма продолжала выступать с музыкальными спектаклями, но от депрессии и снисходительности она сильно располнела.

Гостеприимство Эммы и сэра Уильяма оказало своё влияние на Нельсона. Раненый, с ампутированной рукой и слепой на один глаз, он написал им после битвы при Абукире: «Вы избаловали меня... Я надеюсь, что мои увечья не станут причиной того, что я буду менее желанным гостем». Ничто не могло быть более радостным, чем приветствовать Героя Нила. Эмма сразу приступила к подготовке праздника для его приёма.

Трехсторонняя связь между сэром Уильямом, Эммой и Нельсоном была сложной и очень тонкой. Хрупкого, раненого и изможденного в боях Нельсона выхаживала внимательная Эмма, возвращая ему здоровье и жизнерадостность. Сначала как его служанка, а затем как любовница, Эмма лелеяла и боготворила Нельсона, к которому сэр Уильям в то же время относился как к сыну и другу.

Адмирал Нельсоном
Адмирал Нельсоном

В течение следующих 18 месяцев Нельсон жил в квартире Гамильтонов, пока его корабли стояли на стоянке в Неаполитанском заливе, готовые к периодическим действиям. Было и временное бегство в безопасное место, когда Нельсон отвёз короля и королеву Неаполя и Гамильтонов в ещё более упадочный двор короля Двух Сицилий в Палермо. Именно здесь в 1798 году сэр Уильям начал беспокоиться за Эмму. Она стала всё чаще и чаще налегать на алкоголь. И всё более неосмотрительным стало поведение с Нельсоном.

Скандал вокруг любовников разрастался. Эмма постоянно сидела за игорным столом, а Нельсон сидел прямо за ней и подбадривал её. Всегда стремившаяся быть в центре внимания, Эмма теперь проявила себя в момент славы рядом с Нельсоном.

В июне 1800 года Нельсон заявил, что слишком болен, чтобы исполнять свои обязанности, и получил разрешение вернуться в Англию для восстановления сил. Хотя его ждала жена, Нельсон продолжал проводить большую часть времени с Гамильтонами.

«Леди Гамильтон в образе Вакханки», Элизабет Виже-Лебрен
«Леди Гамильтон в образе Вакханки», Элизабет Виже-Лебрен

Нельсон ценил благоразумие Эммы и зависел от её любви. В течение короткого остатка его жизни (и после смерти сэра Уильяма в 1803 году) Эмма и Нельсон жили вместе, как муж и жена в небольшом доме в Мертоне.

В своём завещании Нельсон доверил заботу об Эмме государству, но Георг III и его правительство проигнорировали это. Со своими корнями из рабочего класса, сомнительным прошлым и склонностью к самовыражению Эмма была в затруднительном положении. Оставшись без поддержки, она бежала в Кале, где умерла от алкоголизма.

Только многочисленные портреты Ромни, изображающие красоту и меняющиеся выражения лица Эммы, передают живость, энергию и изменчивость легендарной Эммы.

--------------------------

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк.

------------------------------

Загадочная как Мона Лиза. Принцесса Фавзия
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ14 ноября 2022
Теперь Англия принадлежала ей...
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ26 октября 2022
Сравнимая с красотой Венеры
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ16 октября 2022