Завершая свой обзор пятого сезона сериала "Корона", хотелось бы, так сказать, в качестве заключения рассмотреть "русскую серию" - "Дом Ипатьева". Почему именно её? Потому, что эта серия являет собой апофеоз пятого сезона, вобрав в себя все возможные недостатки. Те, кто смотрел сериал ранее, посмотрев русский эпизод, могут вообще потерять интерес к "Короне", а те, кто заинтересовался им только сейчас и вовсе отторгнут от себя это "чудо". В данном эпизоде полностью перечеркнуто всё чем славился сериал до этого момента. Здесь нет ни драмы, ни истории, ни символизма, ни сценария, ни игры актеров. Но есть пародия. Причем пародия на всех.
Питер Морган желая снять русскую серию преуспел пожалуй в одном, он превратил её в любимый русскими людьми салат "винегрет". Итак, составляющими винегрета стали: убийство царской семьи (причем трагично это не выглядело), вечно пьяный Ельцин, внезапное осознание принцем Филиппом своих родственных связей с русской императорской семьёй, ограниченность Королевы, графиня Нэтчбулл в качестве юного искателя, тема ревности и любовь к собачкам. Основные претензии к винегрету: историческая небрежность (это мягко сказано), отсутствие взаимосвязи между событиями, натянутая на глобус сюжетная линия, отсутствие вывода (что вы всем этим хотели сказать?).
Конечно ни кто не требует стопроцентной исторической точности. Но англичане известны своим трепетным отношением к истории и её подаче. Питер Морган рисует нам следующую картину: король Георг Пятый (дедушка Королевы и кузен Николая Второго) между делом за обедом получает записку от правительства и, в присутствии своего сына и наследника, а также личного секретаря, спрашивает у жены, как ему лучше поступить. Точнее предлагает ей решить данный вопрос (мама в этом лучше разберётся). Такая идиллическая картина на кухне, где муж предлагает разобраться жене с коммунальными счетами, так как он ничего в этом не понимает. И королева Мария разбирается.
По версии юного следопыта графини Нэтчбулл, которая историю королевской семьи знает лучше, чем сама королевская семья, королева Мария сделала это из ревности к императрице Александре. Последнюю сватали за будущего короля Георга, но она отказалась, и, о боже, от нечего делать, будущего короля Великобритании предложили ее кузине Марии, а она, невесть какая гордая, согласилась, но даже тридцать лет спустя продолжала почему-то завидовать Александре. Именно из-за зависти королева Мария решает и не помогать кузине и ее родным. Всей этой историей глубоко ранен и встревожен великий учёный и пожилой следопыт принц Филипп, о чём он и заявляет Королеве, попутно обвиняя ее в отсутствии любознательности в противовес юному следопыту. Наконец графиня Нэтчбулл во время совместной прогулки просвещает Королеву относительно прошлого её семьи. Но Елизавета оказалась не такой дурой, какой её воспринимают любители конных повозок (они же Филипп и Нэтчбулл), и раскрывает истинное положение вещей. Оказывается, что королева Мария всё это сделала не из ревности, а как суверен! В лучших традициях Санта Барбары на лице юного следопыта проскользнуло просветление. Вот оно значит как было! Королева Мария сувереном оказывается была! После таких откровений тучи рассеялись, все счастливы, принц Филипп вновь занят научной деятельностью, а Королева пасторально играет с собачками. Одно слово - браво!
Для того чтобы винегрет был более насыщен мы видим пародию на Ельцина, идентификацию царских останков, государственный визит в Москву и т.д.
В этой связи вспоминается последняя серия первого сезона, в которой рассказывается о приходе к власти президента Нассера в Египте, кризисе колониальной системы и крушении старого мира. Как тонко это было показано. Больной британский премьер Иден под обезболивающими наркотиками смотрит видеопленку с выступлением египетского президента, теряет сознание, пленка зажевывается и рвётся. С помощью данного художественного приема мы видим людей в тумане прошлого с одной стороны и разрыв прежнего миропорядка с другой. Тонкая работа, которая в пятом сезоне отсутствует напрочь. Русская серия могла бы стать интересной, но превратилась не то в фарс, не то в клоунаду. К сожалению, и весь сериал постепенно идёт по этому пути.
В качестве P.S. Сериал Netflix "Корона" безусловно стал событием с самой первой серии, с самого первого сезона. И этого не отнять. Его достоинства базируются на выбранной теме, английском качестве исполнения, тональности и подтекстах. Корона привлекла к себе такое внимание, какое приковывает к себе сама британская монархия вне зависимости от нашего к ней отношения. Возможно у "Короны" кризис. История показывает, что и британская монархия проходила через свою полосу препятствий и испытаний и весьма успешно, ведь о ней знает весь мир! Она приспосабливалась под динамично изменяющийся мир, пережила революции и распад империй, но сохранила магию таинственности и неподдельного интереса к себе. Получится ли это у "Короны", покажет история.