Маркетологи не зря едят свой хлеб, ведь продажа товаров – целая наука со множеством тонкостей и премудростей. И при этом она в значительной мере определяет потребительский спрос. Сегодня мы поговорим о том, как на нас с вами как покупателей влияет расположение товара на полках магазина.
Предыдущие «Секреты умного покупателя» можно узнать по ссылкам часть 1 и часть 2.
В мерчендайзинге (подраздел маркетинга, регламентирующий порядок выкладки продукции на полках и витринах) есть золотое правило расположения товарных единиц – «от глаз до третьей пуговицы». Имеется ввиду высота горизонтального стеллажа, на котором лежат товары.
Согласно маркетинговым исследованиям, выставленная на такой высоте продукция привлекает максимальное внимание клиентов супермаркета. Товар, который расположен согласно правила «от глаз до третьей пуговицы» (на рубашке – ред.) продаётся лучше всего – эти позиции являются наиболее ходовыми.
В работе одного из американских маркетологов утверждается, что перемещение товара с нижней полки на уровень глаз (ориентировочно высота в 130-170 см от пола) способно поднять его продажи на 70%.
При этом каждый артикул должен быть представлен как минимум 4-5ю товарными единицами, чтобы не слиться с общей товарной массой. Глубина полки варьируется в зависимости от типа магазина и составляет от 40 до 170 см.
Товары, размещенные на уровне глаз, а этом может быть 2, реже 3 полки в магазине, обеспечивают почти половину продаж. Поэтому магазины размещают там продукцию с высокой наценкой, артикулы, определенное расположение которых проплатил поставщик.
По эффективности продаж товара с полок на уровне глаз может сравниться разве что торцевая выкладка, но это уже сродни рекламе, т.к. она практически всегда платная для дистрибьюторов продукции.
Что следует помнить умному покупателю
Чтобы покупать с умом, нужно держать в уме правило продукции на уровне глаз и при этом:
- не забывать просматривать и более нижние полки на наличие аналогов. Обнаружив подобные товары, сравните их цену с предлагаемой на самой «ходовой» высоте.
- обязательно проверять сроки годности, потому что располагая на выгодных позициях залежавшиеся товары, ритейлер постарается как можно скорее их сбыть.
Примените эти несложные советы на практике, уверены, вы обнаружите немало интересных фактов. Оказывается, практически такая же гречка с полки пониже может стоить в полтора раза дешевле, чем та, что лежит на уровне глаз. Да и ситуация со сроками реализации у неё может быть гораздо получше.
То же самое относится и к продукции на торцах торговых рядов. Повторимся, это всегда платно для фирм-поставщиков, да и стоит немалых денег. Поэтому обязательно сравните цену и качество «торцевых» товаров с расположенными на обычных местах.