Новгородский князь Александр Невский – один из легендарнейших деятелей русской истории, став для потомков не только отменным правителем, но и настоящим святым. И это не удивительно, учитывая всё то, что Александр сделал для Руси и православия, изгнав из России крестоносцев и не дав в обиду русских людей монголам и литовцам. В 2021 году князь Александр отметил бы своё 800-летие, а поэтому можно вспомнить о человеке, память о котором жива до сих пор. Точнее, даже не о человеке, а об его останках.
Князь, благодаря свои заслугам перед православием, был причислен к лику святых ещё в Средние века. Однако мощи его приобрели не менее легендарную историю, чем сама его личность. Православная традиция не разрешает беспокоить мощи святого, однако с мощами князя пришлось повозиться. Они несколько раз перемещались с места на место, и даже чуть не сгорели в пожаре, лишая князя хотя бы посмертного покоя.
Наконец, после воцарения на престоле Петра и постройки Петербурга, тот захотел перевезти останки в новую столицу из Владимира. После, уже Елизавета Петровна, украсила мощи серебряной ракой, сделав настоящее произведение искусства. До 20-го века Невскому дали немного покоя, а потом пришла Первая мировая война.
В 1917 году ситуация на фронте, как и по всей стране, складывалась неблагоприятная. В Петрограде бушевали постоянные волнения, а немецкая армия угрожала прорывом прямо к российской столице. Мощи было решено в очередной раз вывезти, для чего священный синод организовал первое за столетия вскрытие мощей. То, что там обнаружили, не придали огласке, но останки решили не перевозить.
Уже после революционных потрясений Октября и полного захвата власти большевиками на останки было обращено пристальное внимание. Одной из основных программ коммунистов была борьба с религией, а в особенности с православием.
Началась активная борьба против духовенства и института церкви. Священники арестовывались, храмы разворовывались и отдавались под другие нужды, населению начали внушать бескомпромиссную атеистическую пропаганду.
Одним из её элементов было вскрытие мощей и демонстрация народу, что святые тоже подвержены процессу разложения. Это не дало нужного эффекта, так как православные прекрасно осведомлены, что останки святого священны в любом виде, даже если от них остались только кости.
«Изюминкой» этой кампании стал именно Александр Невский, вокруг которого еще до революции ходило много слухов. Люди поговаривали, что духовенство, якобы, скрывает от них некие секреты, связанные с мощами. В 1922 году в Собор, где хранился святой, прибыла комиссия по расследованию факта фальсификаций.
Сформированная следователем В.И. Кузьминым экспертная группа, несмотря на протест митрополита Вениамина, вскрыла раку. В ней был обнаружен ларец, в котором хранилась кучка костей. При начавшемся допросе священники объяснили ситуацию.
Ещё в 1917 году, когда планировался переезд святого, синод провел вскрытие останков и обнаружил там куклу с головой из воска, а в ней кости. При чучеле была записка, датируемая 18 веком, написанная, предположительно, перевозчиком мощей из Владимира в Петербург. Там было сказано, что во время поездки пришлось временно перенести святого в здание, которому не повезло (оно сгорело), а телу князя вместе с ним. Предприимчивый извозчик просто сделал куклу и повёз всё в таком в виде.
Изумленные слуги церкви не растерялись, а уже в 1917 году, как ответ на результат вскрытия, сообщили о том, что от князя остались только кости, что произошло по вине пожара ещё 15-го века. А находку митрополит приказал поместить в ларец и оставить в раке, где всё и хранилось вплоть до 1922 года.
Большевикам такой расклад не понравился, так как обвинить Церковь, по сути, было не в чем. Расстреляв митрополита Вениамина за якобы сопротивление работе проверки, следователь Кузьмин решил провести новую комиссию, уже по обнаружению факта подделки. Уже при повторном вскрытии оказалось, что у святого несколько одинаковых костей.
Очевидно, что решение было подчинено не стремлению найти истину, а в желании выслужиться перед начальством. Обвинив Собор в подлоге, кости были изъяты и перенесены в музей атеизма, где были одним из главных экспонатов.
Тем не менее, на народ это не подействовало. Уже тогда популярность приобрели петиции по остановке глумливого процесса, а желаемый пропагандистский эффект получить не удалось. Уже во время войны останки Невского вернули церковникам, так как Сталин взял курс на прославление героического прошлого России и стал лояльнее относиться к духовенству.
Судьба следователя Кузьмина сложилась же показательно.
Спустя два года после этого процесса его расстреляли.
Подпишитесь на канал.
Дальше будет ещё интереснее! 😉