Дети верующих родителей могут задавать вопросы о вере, но не всегда родители правильно на них отвечают и могут неадекватно реагировать на их появление. Прежде всего родителям зачастую не хватает времени для общения с детьми. Есть исследования, которые показывают, что родители с детьми общаются не более 10 минут в день. Причем это время тратиться на рутину типа «почисть зубы», «сделай уроки» и т.д. В итоге дети могут найти ответы на свои вопросы у посторонних людей, не обладающих подлинными знаниями.
Поговорить с ними один раз в неделю, прочитать нотацию будет недостаточно. По возможности необходимо делать это ежедневно. Однако на практике все обстоит иначе. Родители зачастую отделываются от ребенка фразами: «Объясню потом», «Ты не поймешь, позже», «Спроси в храме» и т.д. В итоге, в воскресенье, приходит ребенок исповедоваться, а там не один десяток исповедников и, понятное дело, что у батюшки не будет времени, чтобы поговорить с ним.
Поэтому не удивительно, что в семьях верующих вырастают дети, которые в юности ничего не знают о воскресении мертвых и будущем веке. Дети воцерковленных семей даже иногда спрашивают; «Где находятся кости Христа» и ли, вообще, не в курсе, Кто это.
Родители должны понять, что любые детские вопросы (не только о вере) очень важны и отвечать на них нужно. Если нет времени, перекроите свой распорядок и найдите его. Для такого разговора необходимо подготовиться. Возможно надо будет поговорить с другими родителями, духовником или почитать православную литературу.
Если вы услышали от ребенка вопрос, на который в данный момент ответить не можете, надо честно признаться ему в этом и пообещать, что после раздумий снова к нему вернетесь. Ну и конечно свое обещание необходимо выполнить в ближайшее время.
Недопустимо детские вопросы о вере «спихивать» на духовника. Если вы так будете делать, у ребенка сложится впечатление, что вера вам безразлична и вы в ней не разбираетесь, а ваша воцерковленность – только видимость. «Отсылая» ребенка к духовнику, вы подтверждаете в его глазах вашу некомпетентность. Однако допустимо, что родитель, ответив ребенку на вопрос, рекомендует ему еще спросить то же самое и у духовника.
Бывают такие вопросы, задавая которые, ребенок может не лицеприятно выразиться или они покажутся родителю наивными или даже идиотскими. «Растет ли клубника в раю»? «Был ли женат Христос»? «Можно ли покрестить нашего щенка»? И вот у некоторых родителей возникает по этому поводу «праведный» гнев, а у ребенка возникает недоверие к отцу или матери. И чтобы больше вместо ответа не услышать упрек в свой адрес, в следующий раз он может не задать вопроса, который для него может быть очень важен. Ребенок должен быть уверен, что любой его вопрос будет воспринят, и на него хотя бы попытаются ответить.
Бывают случаи, когда родители понимают, что задаваемый вопрос ребенку не интересен, и поэтому не отвечают на него. Они могут отказать корректно или отшутиться, таким образом не поддерживая разговор. Только это является ошибкой. Праздно заданный вопрос – серьезный сигнал для родителей: ребенку не хватает общения. «Цепляясь» за родителей, он спрашивает что попало, лишь бы обратить на себя внимание. Подобные вопросы могут быть подготовительным этапом к настоящему разговору. Если вы откажете ему в ответе, возможно он не задаст и тот, волнующий его вопрос. Приведу пример.
Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:
— Не гладь, у нее блохи!
— А откуда у нее блохи?
— От другой кошки.
— А у нее откуда?
И папа терпеливо объясняет:
— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности.
И тут ребенок говорит:
— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!
И папа понимает, что ребенок то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ему интересна жизнь. Он уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.
Психологи утверждают, что самые интересные вопросы, поражающие своей глубиной, дети задают до 13 лет. Родительские отказы приземляют ребенка, в нем гибнет философ. Он уже не «высовывается», потому что боится насмешек и охраняет свое личное пространство.
Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны. Она заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась, а потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»
«Папа, а ты меня узнаешь в раю?» Этот вопрос достаточно глубок и духовен. Человек, живя на Земле, видит только внешние вещи. Он не в состоянии заглянуть в души даже близких людей. И чтобы узнать эти души за пределами бытия, необходимо с ними сродниться. Пятилетний ребенок не в состоянии выразить это, как взрослый, но он способен почувствовать.
А вот случай с другой дочкой. Перед сном она спрашивает:
Папа, а у меня в животике есть маленький?»
«Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает:
«Ну, может, как зернышко?» Я растерялся: не рассказывать же такой малышке о детородной системе!
«Ну, потом поговорим...»
«Жаль... Я бы Тёмой назвала».
Некоторые родители будут не готовы к такому разговору. Скорее всего они будут ошеломлены, что ребенок может так глубоко думать. Не исключено, что в нем пробуждается материнство и ему нельзя отказать заезженной фразой: «Узнаешь, когда вырастешь».
Когда вы ответили ребенку на вопрос, это еще не означает, что тема закрыта. Возможно это только начало. Было бы не плохо, чтобы на тот же вопрос ребенок получил бы ответ и от других. Допустим мать, ответив на вопрос ребенка, рассказывает об этом своему мужу, а он, в свою очередь, осведомляя свое чадо, что ему все известно, предлагает свой вариант ответа. Таким образом, у ребенка будет объемное, а не плоское восприятие мира.
Даже если ответ на вопрос будет единственным, было бы не плохо, в более старшем возрасте, вернуться к этой теме, чтобы ребенок смог увидеть новые грани данной проблемы, которые ранее были недоступны.
Больше всего это касается богословских вопросов или вопросов мировоззрения. Данные вопросы невозможно исчерпать полностью. Чем ребенок старше, тем глубже можно ответить на этот вопрос. Если, ответив на вопрос, вы чувствуете, что не разбираетесь в теме и ответ был приблизительным, необходимо почитать литературу, спросить знающих людей и в ближайшее время снова поговорить с ребенком.
Бывает, что родитель чересчур уверен в своей правоте, как будто он знает Православие как никто другой, а отвечает неправильно. Он основывается на слухах и мнениях в околоцерковной среде или бездумно за кем-то повторяет и даже не пытается узнать мнение священника.
Важно, чтобы ребенок понимал, что кроме семьи есть храм, духовник и приходская община, и со своими вопросами не стоит замыкаться только в семейном кругу. Если это все-таки происходит, то ребенок, становясь подростком, со своими вопросами остается один на один, потому что к этому возрасту обычно родительский авторитет падает. Родителям он может не доверять, а спросить больше некого.