Чем больше я знакомлюсь с музыкой последнего десятилетия XX века, тем больше понимаю очевидное. Рано или поздно любой сольный музыкант или группа приходили к тому, что им пора утяжелить своё звучание в силу модных веяний. Успех сиэтловской гранж-сцены заставил даже синти-поп группы, вроде Depeche Mode или Duran Duran, так или иначе попробовать серьёзно изменить мнение о себе.
R.E.M. не избежали этого. После двух общепризнанных шедевров музыки, «Out of Time» 1991-го и «Automatic for the People» 1992-го, пропитанных влиянием фолка и с явным уклоном в акустику, свой следующий, девятый по счёту студийник, они хотели вновь сделать в классическом рок-стиле. Как «Lifes Rich Pageant» или «Document». Но только гораздо грубее. Так в 1994 году появился альбом «Monster», о котором мы и поговорим сегодня.
В рассказе об альбоме «Automatic for the People» я удивлялся тому, как группа избежала модного веяния и смогла продать публике альбом многомиллионными тиражами без концертных туров. Успех «Out of Time» не просто оказался не случайным, его значительно преумножили.
Теперь R.E.M. могли сделать гитары погромче, вновь вернуться к малоразборчивому вокалу Майкла Стайпа и продать публике ещё и такой альбом. И отправиться в гастрольный тур.
Спойлер: продать большими тиражами альбом не шибко то и удалось, если честно.
Самый известный факт того времени. R.E.M. были близки к совместной работе с Nirvana. Майкл подружился с Куртом Кобейном.
Но ни чего-либо записанного вместе, ни планируемых концертов не состоялось. Жизнь лидера Nirvana постепенно скатилась и в апреле 1994-го всё закончилось крайне печально.
«Курт умер в середине записи альбома "Monster". В этот момент я просто подняла руки и написал песню "Let Me In". Это я разговаривал с ним по телефону, отчаянно пытаясь вывести его из того состояния ума, в котором он был... Самым искренним образом я хотел, чтобы он знал, что ему не нужно обращать на всё это внимание, что он справится».
1994 год, интервью Майкла Стайпа для Newsweek.
Широко известно, что перед своей смертью Кобейн переслушивал «Automatic for the People». Но видимо не нашёл посыл знаменитой «Everybody Hurts» жизнеутверждающим для себя. Увы.
Но это середина записи альбома. А что было в начале?
Свободные от концертов и прочих обязательств R.E.M. встретились в 1993 году. Пока их лейбл выпускал синглы с «Automatic for the People», ребята планировали будущую запись и возможность впервые за пять лет уехать на гастроли.
Договорившись, в октябре того же года они собрались в Новом Орлеане на первые сессии. Вышло убедительно: группа записала свыше двух десятков песен. Большинство из них так и осталось невыпущенными официально, пока в 2019 году «Monster» не был переиздан. Этот вариант альбома послушаем в конце материала.
Но к примеру:
Далее, уже в феврале 1994-го, группа переехала в студию в Атланте. Идеей штатного продюсера Скотта Литта было записать альбом в концертном стиле, чтобы воссоздать атмосферу живого выступления.
«Я думал, что раз они какое-то время не гастролировали, то им было бы полезно настроиться на этот лад».
И в этот период неожиданно ситуация начала ухудшаться, что шло вразрез привычным удачным сессиям для R.E.M.
Этому способствовали болезни музыкантов. Майк Миллз перенёс аппендэктомию, а Билл Берри из-за гриппа вернулся домой в Атенс. Запись отложили до апреля, на сей раз уже переехав на юг, в Майами. Но и там было не всё гладко: как раз случилась смерть Курта Кобейна и добавившийся к этому абсцесс Майкла.
В июне у гитариста Питера Бака и его тогдашней жены родились близнецы. Тоже перерыв, сами понимаете. В итоге, к моменту последних сессий, намеченных на июль, R.E.M. серьёзно отставали от графика.
«За все наши годы мы ни разу не меняли расписание. Мы бы составили расписание для записи – начали в этот день, закончили в этот день – и если бы мы продержались два дня, мы бы действительно закончили. На этой записи мы меняли расписание 20 раз».
Питер Бак объяснял сложности с календарём в интервью для Rolling Stone, 1995 год.
В Лос-Анджелесе, где записывались финальные песни и проводилось микширование альбома, никогда одновременно не находились все четыре участника R.E.M. Потому что они устали друг от друга, вот так. Ну и потому что жили теперь в разных местах.
«Все было бы намного хуже, если бы мы все не были такими хорошими друзьями».
И всё же «Monster» был завершён и выпущен 27 сентября 1994 года.
Хотите узнать, что из себя представляет этот «монстр» вкратце? Это легко. Берём глэм-рок 70-х и смешиваем его с более современной альтернативой. Получается гранж. Грубый, расфокусированный, прямо как медведь на обложке.
Этого эффекта и добивалась группа с продюсером.
50 минут, 12 песен, никаких интерлюдий. Поёт только Майкл Стайп. О синглах (их тут пять, к слову) поговорим в отдельных материалах, но чтобы просто закрепить: синглы хороши все. Где-то больше, где-то меньше.
Для написания текстов вокалист придумал персонажа, который немножко страдает от звёздной болезни. Тема, весьма близкая для R.E.M. в то время.
Центральной песней альбома легко можно считать «King of Comedy». «Король комедии» – это не только классический фильм Мартина Скорсезе, но и идеальная иллюстрация выдуманного для «Monster» персонажа:
I'm not king of comedy
Grease the pig, give a squeeze
(Squeeze me)
Хотя нет, как не отметить вокальный диапазон Майкла. Да, финальный микс «Monster» всячески старался отправить его вокал на самый дальний план, но насколько же он эстетически управляется с фальцетом в таких песнях, как «Strange Currencies» и «Tongue».
В большинстве своём этот микс не цепляет с первого раза, как на двух финальных песнях. «Circus Envy» даже начинается с подходящих слов:
Here comes that awful feeling again
Welcome the ugly animal
«You» так и вовсе невероятно тревожна. Как по мне, в отличие от «Find the River» с предыдущей пластинки, закрывашка для «Monster» вызывает куда больше вопросов. В плане того, как закончились дела лирического героя.
I love you crazy, just keep on
I love you madly, just keep watch
You wipe my lips, you turn me on
My attentions are turned to you
А ведь по пути будет и совсем пропитанная депрессией «Let Me In». И прочие сложные моменты.
Само собой, поклонники R.E.M. могли быть в недоумении от того, что группа повернула в противоположную от предыдущих работ сторону.
«Когда мы писали песни, если нам это нравилось, мы думали, что наверняка кому-то ещё это тоже понравится. Поэтому мы только старались радовать и восхищать, а не повторяться».
Майкл Стайп о неоднозначном приёме «Monster», интервью 2014 года.
Действительно, коммерчески «Monster» оказался куда менее успешен, чем два предшественника, но зато на выходе уверенно возглавил чарты США, Великобритании, Канады, Нидерландов, Австрии, Новой Зеландии... Учитывая лишь один вышедший на тот момент сингл («What's the Frequency, Kenneth?») и то, что тур в поддержку альбома начинался лишь в начале 1995 года – результат отличный.
Рецензии были поспокойнее прошлых. Но одна мне особенно близка по духу, от издания Allmusic. Издание ставит альбому лишь 3 звезды из 5 и пишет:
«У «Monster» нет концептуального единства или неизменно блестящего написания песен, как у «Automatic for the People», но он предлагает широкий спектр звуковых текстур, которые никогда раньше не звучали на альбомах R.E.M.».
К прослушиванию предлагаю тот самый делюкс 2019 года. На первом диске – ремастер старого микса альбома. На втором – многочисленные демо.
Третий диск – самый интересный. На нём представлены совершенно новые миксы всех песен альбома, сделанные Скоттом Литтом и одобренные самой группой. Ну и четвёртый – выступление в рамках «Monster Tour» в Чикаго 3 июня 1995 года.
О «Monster Tour», к слову, следует поговорить отдельно. Великий и проблемный. Давайте затронем его в следующих материалах.
Моё итоговое мнение: «Monster» недооценён. Да, он точно не столь велик, сколь его предшественник, но в этом же и состоит главный плюс альбома. Современный взгляд на запись, которая могла быть сделана только в 90-х, всегда интересен.
На этой ноте оставляю вас. Увидимся в рассказах по синглам. А мнение об альбоме напишите в комментариях, будем общаться.
Понравилось? Ставьте статье лайк. Напишите комментарий по теме.
Впервые на моём канале? Подпишитесь и ждите новые статьи.
Хотите помочь ещё и материально? Можете перейти по ссылке ниже.
https://yoomoney.ru/to/410013170821038
Остальные материалы по творчеству R.E.M. ждут вас в соответствующей подборке, расположенной на главной странице моего канала или по ссылке ниже. Вы найдёте все рассказы об альбомах и синглах группы вплоть до релиза «Monster».
Рекомендую подписаться и на мой канал в Телеграме. Там периодически появляются анонсы новых материалов и происходит общение с наиболее активными читателями блога.