Найти тему
Юркины рассказы

Путевка в жизнь

И вот я, «свежеиспеченный» молодой педагог, направлен на работу в школу по распределению. Сегодняшним выпускникам вузов трудно представить, что после окончания учебы надо было ехать за тридевять земель в какую-то Тмутаракань и отработать в обязательном порядке три года.

Это была по сути «отработка» затрат государства на наше обучение. Так что долг государству отдавать все-таки приходилось. Отработал по специальности три года и, пожалуйста, можешь потом уходить в свободное плавание.

Мало кто знает, что раньше в СССР принудительная отработка после вуза вообще составляла 5 лет, и за уклонение от нее могли привлечь к уголовной ответственности. Экономика тогда была плановая, исходя из потребностей государства в тех или иных специалистах, посылали выпускников туда, где их не хватало.

А не хватало их в отдаленных уголках нашей Родины, где не было нормальных социально-бытовых условий или необходимых культурных развлечений для молодых людей. И никакое бесплатное жилье в виде общежития и гарантированного заработка (очень маленького, ведь разрядов не было и платили за стаж, которого пока не имелось) не могло заставить оставаться на этом месте, особенно городских и амбициозных.

Педагогов распределяли в основном по деревням и селам области, в малокомплектные школы. Девчонки были в ужасе от того, что придется «хоронить» себя на целых три года без приличного общества и нормальных бытовых удобств.

Поэтому многие спешили выйти замуж во время учебы, потом-то мужа в глуши не найдешь, а годы идут… Тем более, что семейные пары по закону разлучать было нельзя. А если муж (жена) имели жилье, и молодая семья уже обзавелась ребенком, то таких выпускников гарантированно оставляли в городе и подыскивали работу по месту прописки.

Был еще способ увильнуть от распределения, но это не для всех, только для блатных, имеющих связи и деньги: можно было предоставить в деканат фальшивые запросы с каких-либо предприятий по своему профилю - что, мол, такой-то студент очень там нужен. Или добывали справки о серьезной болезни родственников, требующих ухода за ними.

В день распределения студенты дрожали под дверью деканата, где заседала распределительная комиссия. Студентов вызывали по одному, каждый старался попасть пораньше, чтобы было из чего выбрать. Но выбирать то особо нечего – сплошная «деревня». Было несколько мест на распределение в небольшие города Сибири с перспективой стать директором школы или местным начальничком, за них и шла борьба.

Несколько «женатиков», в том числе и я, были в самом конце списка. Я был одним из счастливчиков: жена с квартирой, еще учится, у нас маленький ребенок, и я мог спокойно рассчитывать на школу в Брянске. И мне повезло - досталась хорошая городская школа в самом центре моего района (от моего дома пешком минут 10-15 идти по зеленому бульвару).

История моей удачной женитьбы здесь:

Но мне какое-то шестое чувство говорило, что не может мне так несказанно повезти, не для меня такие подарки Судьбы.

В дальнейшем так и получилось. Когда я явился к директору этой школы с направлением на работу, мне недвусмысленно и жестко намекнули, что «ошибочка» вышла. Вакансия есть, но ее берегут для своего человека (пионервожатая этой школы заканчивала истфак заочно, ей и держали это место). Директриса настойчиво предложила мне написать заявление с просьбой направить в другую школу, пообещав, что с РОНО она договорится.

Пришел домой расстроенный, жена и теща настаивали на том, чтобы я не отказывался добровольно: школа хорошая, лучшая в нашем районе (потом лицей из нее сделали) и дети нормальные здесь учатся, а пошлют на окраину города - добираться долго, на дорогу тратить по полтора-два часа. И контингент, так сказать, неуправляемый может быть (были такие школы среди «пьяных» двориков).

Но я решил, что раз не пришелся ко двору в этой школе, то и не надо начинать свою карьеру с борьбы за место, все равно от меня избавятся тем или иным путем. Работать в конфликтной ситуации, быть в контрах с директором, непринятым в коллективе (а пионервожатую все любили – и дети, и учителя) – перспектива не радужная. Я даже обрадовался отчасти, что шестое чувство не подвело, значит надо слушать голос Судьбы.

Пришел в РОНО за новым распределением, там меня уже ждали и встретили куда более приветливо. Сразу по имени отчеству, сразу предложили присесть. С улыбкой на лице повели приятные разговоры, что мужчины в школе – это редкость и их надо беречь, сразу нашлось место. Ласково, почти по-матерински, меня перенаправили в другую школу.

Когда я узнал, что школа находится в отдаленном районе города, где от остановки общественного транспорта под названием «СЕВЕРНАЯ» следует еще пройти полквартала через частный сектор, в голове почему-то мелькнула мысль: «В Сибирь сослали, как декабриста…». И казалось, что все это попахивало какой-то аферой, а вовсе не ошибкой согласования.