Найти в Дзене
Она такая разная

Дом Бройдо на Остоженке

Если от Мансуровского переулка пройти немного в сторону центра по Остоженке, мы увидим очень красивый доходный дом в стиле модерн: большой и богато декорированный. Бывший доходный дом на Остоженке, 20 был построен по проекту Николая Ивановича Жерихова в 1902 году по заказу Германа Ефимовича и Анжелики Гастоновны Бройдо. Бройдо занимались выкупом земельных участков и строительством на них домов с целью дальнейшей перепродажи. Для Жерихова это был первый самостоятельный проект. Реализация проекта оказалась настолько удачной, что Жерихов стал одним из самых успешных и востребованных архитекторов Москвы. Строил Николай Иванович в основном доходные дома: немногим более, чем за 10 лет он построил порядка 50-ти доходных домов, некоторые из них – для семьи Бройдо. Но о творчестве Жерихова я постараюсь рассказать отдельно. А пока поговорим о доме Бройдо на Остоженке. Элементы декора здания искусствоведы относят к разным направлениям модерна. Не хочу загружать читателей разбором подробностей раз

Если от Мансуровского переулка пройти немного в сторону центра по Остоженке, мы увидим очень красивый доходный дом в стиле модерн: большой и богато декорированный. Бывший доходный дом на Остоженке, 20 был построен по проекту Николая Ивановича Жерихова в 1902 году по заказу Германа Ефимовича и Анжелики Гастоновны Бройдо. Бройдо занимались выкупом земельных участков и строительством на них домов с целью дальнейшей перепродажи.

Для Жерихова это был первый самостоятельный проект. Реализация проекта оказалась настолько удачной, что Жерихов стал одним из самых успешных и востребованных архитекторов Москвы. Строил Николай Иванович в основном доходные дома: немногим более, чем за 10 лет он построил порядка 50-ти доходных домов, некоторые из них – для семьи Бройдо. Но о творчестве Жерихова я постараюсь рассказать отдельно. А пока поговорим о доме Бройдо на Остоженке.

Элементы декора здания искусствоведы относят к разным направлениям модерна. Не хочу загружать читателей разбором подробностей различия этих направлений. Скажу только, что если вы окажитесь около этого дома, обратите внимание на кованные балконы, металлический козырек над главным входом, карниз в стиле арт-нуво и декоративные лепные панно с изображением растительности. Но самой интересной частью фасада по праву является скульптурный фриз между третьим и четвертым этажами дома. На нем изображены антилопы и стаи летящих птиц. Аналогов такой тематики во фризах московских зданий больше нет.

В 1990-ых годах была проведена реконструкция дома с реставрацией фасадов. Что касается внешнего облика здания, то он полностью восстановлен, а вот авторский декор интерьеров практически весь утрачен из-за перепланировок.

-2

На форумах, посвященных этой тематике, о подобных «реставрациях» пишут, что они уничтожают дух старой Москвы, разрушают стилевой ансамбль доходного московского жилья, складывающийся из экстерьера и интерьера постройки и т.д. Не знаю, что на это сказать. Да, безусловно, жаль, что утрачиваются какие-то архитектурные элементы здания, чаще всего, интерьеры. Но ведь полноценно эксплуатировать здания возрастом в сто лет и более тоже нельзя. Наверняка в таком доме, проржавели трубы, прогнили перекрытия, рассохся паркет и отслаивается штукатурка. Насколько мне известно, сохранение исторических фасадов с полной перестройкой внутренних помещений – широко распространенная практика во всем мире. Так что предлагаю просто полюбоваться этим домом снаружи. Сейчас дом Брондо – это жилой дом с магазинами и офисами на первом этаже.