Как выглядит самая древняя лодка Бенгалии.
Больше половины территории Бангладеш изрезано реками: в стране находится крупнейшая дельта планеты — дельта Ганга, рек здесь больше двухсот. Рыболовство среди бенгальского народа всегда было традиционным занятием, рыбакам тут помогают даже выдры: об этом мы рассказывали вот здесь. Именно поэтому в стране есть тысячи лодок, а традиционным ремеслом веками тут было судостроение. К примеру, в Бангладеш есть даже свой спорт, связанный с плаванием — Нука Байч (Nouka Baich). Это гребля на деревянных лодках, и у этого спорта много поклонников, часто проводятся соревнования.
В ХХ веке с урбанизацией мастерство судостроения бенгальского народа утратилось, и большие деревянные лодки, способные уместить десятки человек, практически сейчас не строят. Однако все же в местных реках можно встретить судно, спроектированное три тысячи лет назад — это лодка малар (Malar).
Все же будет лукавством сказать, что этому одиннадцатиметровому кораблю из дерева три тысячи лет. На самом деле судно построили в 1990-х годах, но по проектам древних умельцев. Корабль выглядит практически точь-в-точь как корабли, которые ходили по рекам Бенгалии тысячелетия назад. Технология тоже сохранена: лодка построена из дерева и бамбука. Единственное, что тут изменили — добавили комнаты для гостей с современными удобствами. Судно создано для туристов и ходит в круизы.
Идея воссоздать древний корабль принадлежит одной паре — Руне Хан (Runa Khan) и Иву Марре (Yves Marre). Они познакомились еще в 1990-х годах: Ив, как истинный искатель приключений, приехал в Бангладеш из Франции и влюбился в местную активистку Руну. Руна и сегодня активно выступает за защиту природы, также она основала частный фонд, помогающий решать множество социальных проблем в стране. Среди них и сохранение традиционного судостроения.
Пара была настолько очарована древним ремеслом и старинными лодками, что решила построить точно такое же судно, на котором бенгальский народ плавал в дельте Ганга несколько тысячелетий назад. И вот уже больше двадцати лет малар бороздит реки Бангладеш.
Правда, такой корабль достаточно сложно поддерживать на ходу. Каждые пять лет судно отправляется на капитальный ремонт, ведь оно полностью из дерева и быстро гниет. Сначала перекрывают крышу, которая сложена из бамбука. Потом лодку кладут на бок и заменяют древесину на дне. Так как днище судна постоянно в воде, его регулярно нужно обновлять. Ремонт занимает несколько месяцев, и все делают вручную: так же, как тысячелетия назад.
Ну а после малар все так же плавает в местах слияния Брахмапутры и Падмы, двух крупных рек Бангладеш, как и лодки, которые вдохновили на ее появление. Сегодня это самое крупное судно Бенгалии, которое все еще ходит под парусом.
Из-за того, что в Бангладеш очень много рек, здесь часто случаются наводнения: во время дождей реки выходят из берегов, затапливая поселения вокруг. Мы рассказывали, почему эти локации люди не спешат покидать и в чем для местных земель польза подобных наводнений.