Психология людей, управлявших нашим государством в былые времена, для нас теперешних не вполне понятна. Скажем, кто отказался бы стать министром, если бы выпала такая возможность?
А уж став, мало кто не воспользовался бы такой должностью для личного обогащения. Это в наше время. А в тридцатые годы было по-другому. Например, сталинский нарком Анастас Микоян очень огорчился, узнав, что вместо отпуска в Крыму руководство страны отправляет его в Америку.
Он вообще не хотел становиться министром - наркомом пищевой промышленности, отбивался как мог, говорил, что не справится, страшно обижался на Сталина, который заставил его принять этот пост. Но, заняв должность, выполнил свои обязанности с блеском. В отличие кое от кого.
Партия сказала «надо»
Микоян работал на износ, как, впрочем, и любой советский руководитель того времени. И вот в августе 1936 года впервые за несколько лет наконец решил вырваться на две недельки в отпуск, в Крым. Последний день перед отъездом был сокращённым - десятичасовым. Обычно-то Анастас Иванович уезжал на службу в десять утра, возвращался после двух ночи. Но в этот вечер освободился к двадцати часам и зашёл в кабинет к Сталину попрощаться.
Но глава государства совершенно неожиданно предложил ему: «А почему бы тебе не поехать в Америку вместо Крыма? Заодно это будет неплохим отдыхом, но главное - надо изучить опыт США в области пищевой промышленности. Лучшее из того, что ты там увидишь, потом перенести к нам, в Советский Союз».
Это был экспромт, послереволюционные годы вообще построены на экспромтах. Сегодня тебя могут повысить на несколько ступеней, а завтра посадить или даже расстрелять, если не оправдаешь доверия. Советские руководители к неожиданностям привыкли и воспринимали их философски. Тем не менее Микоян расстроился. Ведь поездка к морю давно обещана жене и пятерым сыновьям. Спросил: нельзя ли послать за океан кого-то другого, в крайнем случае отложить поездку?
Оказалось, нельзя. Максимум, на что согласился Сталин, - это выделить дополнительное финансирование, чтобы Анастас мог взять с собой в Америку жену Ашхен. А вот сыновья пусть едут в Крым сами, тем более что двоим старшим 14 и 12 лет. Взрослые мужчины!
Позднее это станет основным принципом отправки советских чиновников за границу. В крайнем случае разрешали брать с собой жену. А вот дети должны оставаться в Союзе - на всякий случай. Чтобы «якоря» у чиновника оставались на Родине. Гарантия возвращения.
Анастас Иванович смирился. Через пару дней советская делегация под его руководством погрузилась в международный поезд. В то время авиарейсов до Америки не было, и микояновский маршрут пролегал через Польшу, Германию и Францию, а дальше морем до Нью-Йорка.
На первой же заграничной станции советские деятели заметили, что местные жители как- то странно смотрят на них. Потом сообразили - дело в одежде. На Родине-то мало заморачивались, по оставшейся с Гражданской войны привычке ходили в гимнастёрках и сапогах. Перед отъездом, правда, всем членам делегации пошили костюмы в лучшем ателье Москвы. Вот только все они оказались одного цвета и фасона, так же как ботинки и шляпы советских «туристов». Два десятка человек, наряженных в штатское, были похожи на взвод солдат и вызывали у иностранцев недоумение.
Советских мужчин, впрочем, это не смутило. А вот немногочисленные жёны, ехавшие с некоторыми сотрудниками, застеснялись и начали требовать смены «формы». Но, поскольку на это требовались дополнительные средства, не заложенные в бюджет поездки, переодевание произошло уже за океаном, после многочисленных телеграмм и согласований.
Диктатура пролетариата против диктатуры врачей
Первое издание знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище» вышло по инициативе Микояна вскоре после его возвращения из Америки и стало своеобразным итогом его деятельности. Ведь в 1934 году, когда его только назначили наркомом пищевой промышленности, страна ещё лишь пыталась вернуться на дореволюционный уровень. Речь шла о том, чтобы произвести достаточное количество продовольствия, неважно какого качества.
Когда это удалось сделать, советский пищепром ушёл в другую крайность. Возникла так называемая «диктатура врачей». Тогдашние высокопоставленные деятели здравоохранения едва не убили советскую кулинарию, пытаясь сделать её максимально полезной. Гурманство считалось буржуазным предрассудком, вкус еды - никак не влияющим на её качество. Главное, чтобы каждый приём пищи давал человеку нужное количество белков, жиров, углеводов и витаминов. Так что высокопоставленные медики того времени разрабатывали и спускали на производство рекомендации, по которым пищу нежелательно было жарить или перчить. Лучше, чтобы всё было на пару, протёртое и безвкусное.
Продвигать такой диетический рацион пытались через «фабрики-кухни» - пищевые комбинаты с огромными залами для приёма пищи. Предполагалось, что подобные «фабрики» освободят советскую женщину от кухонного рабства, а заодно и здоровье населения улучшат. Задумка не оправдалась. Граждане не очень жаловали слизистые кашки, безвкусные супчики и паровые тефтели. Да и накладно выходило. Фабрик-кухонь не так много, часто за обедами приходилось ездить на трамвае через весь город, а это дополнительные расходы для семейного бюджета.
Так что к середине тридцатых годов большевики отказались от «технологий будущего» в сфере общепита и перешли к внедрению мирового опыта. Страну опутали сетью продуктовых магазинов под названием «Гастроном», в том числе восстановили элитные Елисеевские. Наладили производство консервов и полуфабрикатов, как материал для кулинарного творчества домохозяек. А в помощь им и выпустили упомянутую «Книгу».
Всё это соответствовало мировой практике, а вот таких жёстких госстандартов на еду, как в СССР, больше нигде не было. ГОСТы тоже были заслугой Микояна. Ни один сорт колбас, сосисок, сыра не запускался в производство, пока нарком лично не изучал его состав и не пробовал образец на вкус. Нарушение технологии жестоко каралось.
«Тот, кто выпускает недоброкачественные продукты или помогает этому, — враг пищевой промышленности, враг населению нашей страны», - говорил Микоян.
Первая дегустация
Известно, что наши туристы частенько начинают пьянствовать с первых минут путешествия. Анастас Иванович по дороге в Америку тоже пил, но не столько для удовольствия, сколько для дела. В ресторане французского теплохода «Нормандия», на котором плыла советская делегация, имелось более сорока видов французских вин, и Микоян решил ознакомиться с ними за время путешествия. Причём не просто ознакомиться, а разобраться в марках и запомнить их - для дальнейшего применения знаний на практике. Поэтому он попросил официанта за каждой трапезой подавать им разные марки и сорта, естественно, сопровождая подачу ознакомительными лекциями по виноделию.
Французу предложение польстило, и он с удовольствием обслуживал советских товарищей, делился с ними своими знаниями. Правда, через некоторое время Микоян, заглянув в винную карту, обнаружил, что все приносимые вина были не из самых дорогих. Выразил удивление. Но официант рассмеялся и сказал, что дорогие вина они держат исключительно для богатых американцев. Те, много лет прожившие при сухом законе, в настоящих винах не разбираются и ориентируются исключительно на цену, так чего же не пользоваться их наивностью!
После этой поездки в СССР возрождается заброшенное с Гражданской войны виноделие, а выпуск шампанского увеличивается в сотни раз по сравнению с дореволюционным временем. Правда, «Советское шампанское» выпускалось по упрощённой технологии и сильно уступало французскому, но эту разницу могли заметить только опытные дегустаторы. Народ же шипучий напиток полюбил, и скоро уже без него не обходился ни один праздник.
Приятное с полезным
За два месяца пребывания в США Микоян посетил многие города, проехав в поездах и автомобилях более 25 тысяч километров. В среднем ежедневно посещалось два-три пищевых предприятия, лаборатории или института. Советские менеджеры жадно впитывали информацию, пробовали незнакомую еду и при необходимости закупали целые промышленные линии. В принципе, эта поездка была своеобразным шопингом. Но, конечно, более интересным и масштабным, чем у нынешнего обывателя.
Микояновская команда знакомилась с промышленными холодильниками, линиями по производству консервов, сухого молока, майонеза, кукурузных хлопьев, с работой кафетериев и универмагов. Это знакомство вскоре окажет большое влияние на советскую жизнь. Как в стратегическом (вряд ли мы выиграли бы войну с немцами без массового производства тушёнки и сгущённого молока), так и в чисто бытовом плане. Именно после микояновского визита в Америку, например, в нашей стране началось механизированное производство хлеба. До этого крестьяне и 40 процентов горожан ели хлеб собственной выпечки. Массовое хлебобулочное производство существовало, но и там не обходилось без ручного труда. И только с конца 30-х годов человеческие руки перестали прикасаться к тесту.
Из Америки Микоян привёз к нам детское питание и консервированные соки. Правда, выпуск понравившегося ему апельсинового сока в СССР наладить не удалось из-за отсутствия апельсинов. Вместо этого самыми популярными стали яблочный и томатный.
Одним из главных подарков, которые нарком привёз советскому народу из-за океана, стало мороженое.
Наркомовские сто грамм
Вообще этому лакомству несколько тысяч лет, делали его и в дореволюционной России, и во время нэпа. Но производство лакомства было кустарным, а в Америке Микоян сперва попробовал мороженое промышленного выпуска, потом ознакомился с его производством и «заболел» этой идеей. В Нью-Йорке было отобрано восемь «самых перспективных» сортов холодной сладости, которые и были рекомендованы для производства в Союзе.
Памятные многим нашим читателям пломбир сливочный и молочный, крем-брюле, эскимо, ванильное, фруктовое мороженое были рекомендованы для производства в СССР. Причём не без боя. Советское руководители, и товарищ Сталин в том числе, отнеслись к идее скептически. Микоян яростно доказывал, что это не просто детское лакомство, что взрослые тоже любят мороженое и просто стесняются в этом признаваться, что недаром же в США объёмы производства мороженого в тысячи раз выше советских. Не дураки же американцы!
Одобрение было получено. Правда, Иосиф Виссарионович усмехнулся: «Ты, Анастас, такой человек, для которого хорошее мороженое важнее коммунизма».
Первое советское мороженое производилось на американском оборудовании и хранилось в закупленных в Америке холодильных камерах. В производство пошло восемь тех самых «перспективных» сортов из Нью- Йорка. Неизвестно, как они назывались за океаном, а у нас превратились в известные «пломбир», «эскимо», «крем-брюле», «фруктово-ягодное» и так далее. Качество лакомства контролировалось даже жёстче, чем прочие ГОСТы, - всё-таки любимое детище Микояна. И до 1965 года, пока Анастас Иванович находился во власти, рецептура не менялась ни на микрон. А вот после того как он ушёл на пенсию, установление ГОСТов на мороженое отдали регионам, что сразу привело к ухудшению качества продукта по всей стране, кроме Москвы и Ленинграда. Ну а с 90-х годов «враги пищевой промышленности и населения» добрались и до этих островков качества.
Биг-мик и мина-кола
Не меньше американского мороженого Микояну понравились гамбургеры и хот-доги. Вернувшись на родину, он с непонятным нам теперь восторгом рассказывал соратникам о заокеанском фастфуде: «Представьте себе, стоит молодой человек, перед ним жаровня. Он подогревает вот эту котлету такую интересную, у него есть уже разрезанная готовая белая булочка. Он вкладывает эту котлету в белую булочку, кладёт туда кусочек солёного огурца, заливает всё это кетчупом... Вот то, что должен получить советский рабочий человек, когда он приходит на стадион, в парк, на какое-то народное гулянье! Это и быстро, и питательно, и вкусно».
Продукт вроде бы начал внедряться, закупили жаровни для изготовления «хамбургеров», в Москве и Ленинграде установили киоски по их продаже, запустили рекламу. Но инновация не пошла. А ещё продажу котлет в булочках подкосили микояновские требования к торговцам. Слишком жёсткие. И технологические ошибки. Котлеты жарились централизованно с вечера, а потом развозились по киоскам. К утру котлета усыхала, а после разогрева уменьшалась опять. А ведь это нарушение ГОСТа, недовес, криминал! Так что после проверок продавцы бургеров едва не попали под суд.
Не исключено и то, что новый продукт оказался дороговат для советского потребителя. Довольно сложная технологическая цепочка влияла на цену. Нашему человеку было намного выгоднее самому пожарить котлетку и, завернув в газету, взять с собой в общественное место. Так что вместо бургеров микояновкий пищепром наладил производство копеечных котлет-полуфабрикатов, которые были популярны в нашей стране многие десятилетия.
А кока-колу в тот раз привезти в Союз не удалось из-за жадности хозяев этой марки. Не захотели продавать лицензию, а возить из-за океана готовые бутылочки было слишком дорого. Так что в СССР начали выпускать квас и лимонад, а с продукцией «Кока- колы» наше население впервые познакомилось в 1980 году во время Олимпиады.
Для дома, для семьи
Сам Анастас Иванович в американской поездке не голодал, не нуждался, но и не транжирил деньги. Те же обувь и одежду нарком поменял за государственный счёт лишь потому, что нехорошо было всей делегации ходить в одинаковом. При этом, ворочая миллионными сумами, он в личных тратах был ограничен скромными командировочными. И, например, для себя в Америке закупил всего лишь несколько галстуков и рубашек, старшим сыновьям привёз две пары брюк для конной езды, а младшему - электрическую железную дорогу. Его жена Ашхен привезла из поездки три пары туфель, кофточки и ещё большой пузатый термос, которым микояновская семья у . Ии много лет гордилась.
И это всё. Эффективные менеджеры времён социализма обходились стране очень недорого.