Найти в Дзене
AIESEC в Екатеринбурге

"ПОЧЕМУ Я ВСЕ ЗАБЫВАЮ?"

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания» в монографии «Память». Он проводил опыты на себе и студентах: нужно было заучить бессмысленные слоги, используя разные техники запоминания. Сам Эббингауз фиксировал время и наблюдал, как скоро испытуемые забудут эту информацию. Оказалось, что после первых 20 минут студенты помнили 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20% заученного. Эта зависимость получила название кривой забывания Эббингауза. Учёный провёл второй эксперимент для сравнения результатов. На этот раз нужно было заучивать не бессмысленные слоги, а связный текст «Дон Жуана» Байрона, равный по объёму. Результат оказался примерно таким же — со временем удавалось воспроизводить меньшее количество информации. Именно поэтому даже отличники за лето порой забывают программу прошлого класса. В 2015 году нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос подтвердили концепцию Эббингауза. Но как
Оглавление

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания» в монографии «Память». Он проводил опыты на себе и студентах: нужно было заучить бессмысленные слоги, используя разные техники запоминания. Сам Эббингауз фиксировал время и наблюдал, как скоро испытуемые забудут эту информацию.

Оказалось, что после первых 20 минут студенты помнили 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20% заученного. Эта зависимость получила название кривой забывания Эббингауза.

Учёный провёл второй эксперимент для сравнения результатов. На этот раз нужно было заучивать не бессмысленные слоги, а связный текст «Дон Жуана» Байрона, равный по объёму. Результат оказался примерно таким же — со временем удавалось воспроизводить меньшее количество информации. Именно поэтому даже отличники за лето порой забывают программу прошлого класса.

В 2015 году нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос подтвердили концепцию Эббингауза.

Но как научиться запоминать все, что угодно и в дальнейшем не забывать?

4 супергеройских совета:

Рассказывайте о том, что вы прочитали

Большая часть той информации, которую мы поглощаем в школе или на работе, достаточно тяжеловесна. Вряд ли научные статьи о смешанном обучении или культурологических дискурсах, можно назвать легкими. Специалисты советуют: просто перескажите друзьям, родителям или коллегам материал. Во-первых, вряд ли вам удастся слово в слово, путаясь в терминах и причастных конструкциях, повторить прочитанную информацию. Во-вторых, пересказ задействует другие участки головного мозга. В-третьих, воспроизводя информацию, вы запомните ее в своем, «переваренном», но верном виде.

Обсуждайте и спорьте

«Если у меня есть собственное мнение насчет прочитанного, то я уж точно не забуду его суть», —абсолютно правильное мнение. Необходимость поиска аргументов у себя в голове для дискуссии в по какой-либо теме приводит к эмоциональной связи с материалом. Когда помнишь, что вовремя выдвинутый факт может «поразить противника», запоминание его становится почти приятным действием. Выкладывайте свое мнение в социальные сети, комментируйте материал, устраивайте дискуссии с друзьями.

Фиксируйте прочитанное: рисуйте

Как вы думаете, почему инфографика и наглядные пособия столь популярны в образовательной среде? Да потому что визуализированную информацию куда проще принять, понять и запомнить. Читая трудный и перегруженный терминами материал, держите рядом лист бумаги, фиксируя на нем основные связи в тексте. Стрелочки, подчеркивания, зачеркивания и даже обычный человечек обязательно помогут: вы можете не вспомнить точную фразу, но вспомните расположение термина на листе и окружающие его связи, а после методом ассоциаций «вытяните» нужную информацию из памяти.

Когда лучше всего запоминать информацию?

Несмотря на то, что среди нас живут как совы, так и жаворонки, ученые пришли к мнению: самый важный текст лучше читать рано утром или в первой половине дня. Перед сном, когда у нас больше всего времени, читать с целью что-либо запомнить почти бесполезно, запоминание только ухудшается. Существуют и исключения из правил: если вам лучше всего мыслится (именно мыслится, так как запоминание — не механический процесс, а творческий, если речь о понимании прочитанного) вечером или ночью, запланируйте это время суток.

Ну и напоследок вернемся к тому, с чего начинали. Если вам надо срочно запомнить информацию, и вы уверены, что в будущем она вам не понадобится, то просто проговаривайте, спорьте, рассуждайте, рисуйте, пишите в продуктивное для вас время, в течении 1-3 дней. Но, что касается долгосрочной памяти, там немного сложнее, потому что повторять придется несколько раз: сейчас, через 30 минут, через час, через 3 дня, через 9 дней и через 10 дней. Поэтому запаситесь терпением и мотивацией и составьте себе график, когда, в какое время будете повторять тот или иной материал.

-2