На Свердловской магистрали стало традицией в честь дня победы, в память о героях Великой Отечественной войны, пускать исторический «Поезд Победы». История «Поездов победы» началась в 2010 году, и первый поезд организовали в Екатеринбурге. В то время реставрировали паровоз Лебедянского 4372, и железнодорожный хирургический операционный блок, построенный в 1937 году. И с каждым годом, состав увеличивался и пополнялся экспонатами.
В составе ретро поезда, который курсировал прошлый год, были вагон операционная, солдатский вагон-теплушка, офицерский вагон и платформы с военной техникой.
В 2022 год «Поезд Победы» значительно пополнился экспонатами, в реставрации которых приняло участие Пермское отделение Свердловской железной дороги. К нам пришло несколько вагонов, и один самый старый отправили в ангар под крышу. Вот об истории этих вагонов, и хотелось бы рассказать.
Четырёхосные крытые вагоны, стоечно-раскосой системы полностью укомплектованные оборудованием, вагон пекарня, вагон кухня, вагон душевые с сушилками для одежды, и вагон электростанция с генератором. Вообще железнодорожный состав, может состоять из разнообразных вагонов по назначению. Варианты этих вагонов зависят от возможностей железной дороги, и требованиям того времени, для которого они создавались.
Как оказалось, после изучения информации в интернете, это вагоны БПДП (банно-прачечный дезинфекционный поезд), самая необычная структура в составе железных дорог и Вооруженных Сил России. И как указывается в литературе нет ни в одной армии мира. По данным Питерском Военно-медицинском музее МО РФ, впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. Такие составы могут быстро прибыть в любое место, где есть железнодорожные пути, и развернуться для работы.
Один из самых интересных экспонатов — это вагон хлебопекарня, оснащен полуавтоматической машиной для замешивания теста, чаны, где настаивалось тесто, тестоделительная машина, баки для воды, печь для выпечки хлеба и место для запасов муки.
Печь с дверцей, за которой длинная цилиндрическая топка. Вокруг топки с помощью электрического привода вращаются формы для хлеба в специальных креплениях. Печь одновременно пекла хлеб, отапливала вагон и была источником горячей воды.
Производительность вагона могла быть 80–100 буханок за три часа, или до тысячи буханок хлеба в сутки.
Следующий вагон кухня, оборудованный 250-литровыми котлами, плита, разделочные столы, мойки для посуды. Этот вагон также являлся складом для продуктов, просторные кладовые и специальный отсек с холодильной камерой. Котлы и плита работали на дровах.
Для обеспечения поезда электроэнергией имелся вагон с двумя дизель генераторами АД-30-Т400.
Поезд имел название БПДП, банно-прачечный дезинфекционный поезд, поэтому присутствует вагон с душевыми, на восемь кабинок, две раздевалки и две камеры для сушки одежды.
Вагон предназначался для помывка личного состава, также можно было постирать обмундирования, постельное или нательного белье. Вагон с душевыми получал пар и горячую воду от паровоза через трубопровод, но мог и сам работать автономно, для чего в специальном отсеке стоит большой котёл титан, и баки для воды.
Вагоны такого типа возможно изготавливались на Тверском вагонно-строительном заводе. Эти вагоны относительно не старые, 50-х годов выпуска прошлого века.
На нашем предприятии в вагонах где было необходимо, был сделан ремонт, внутри и снаружи. Заменены неисправные элементы, трафаретом нанесены необходимые надписи.
Но вот был вагон которого отправили под крышу в ангар, оказался действительно старый и древний.
Четырёхосный крытый вагон, раскосно-стоечного типа с тормозной площадкой. Интерес представляла также поясная тележка, известная под названием тележки Даймонд, диагональная тележка американской системы для товарных вагонов. Эту тележку с комбинированными рессорами использовали как основной тип для вагонов советских железных дорог. Она предназначалась для большинства товарных крытых четырехосных вагонов грузоподъемностью 50 и 60 т. На хребтовой балке и на раме, не было данных о годе его выпуска и названия завода, который изготовил вагон. О его возрасте говорило наличие площадки, на ней когда-то был ручной тормоз, который приводился в действие вручную. Вероятно, вагон ходил еще с винтовой упряжью, остались места крепления буферных стаканов. Вагон построен был как вагон теплушка, так как остались крепления для нар в два этажа.
Затем в последствии он был утеплен, огорожен отсек для сопровождающего с печкой и туалетом, добавлены дополнительные окна. Возможно, ходил с составе так называемой вертушки. Интересно что, при реставрации на задней части вагона обнаружена еле заметная надпись. С помощью сотрудников Музея железных дорог России удалось ее прочитать — …"МАЛАКСА" ТОХАН РУМЫНИЯ 4-IX-1948.
В Румынии предприятие Малакса (Malaxa) было основано в 1921 году и создавалось для строительства железнодорожных вагонов. К концу 1930-х комплекс производств Малакса, был одним из крупнейших в Европе и основным поставщиком оборудования и подвижного состава для румынских железных дорог. Тохан (Tohan) был основан в 1938 году как часть промышленной группы Малакса. После Великой Отечественной Войны Румыния поставляла вагоны и локомотивы в счет репараций, как бывшие союзники гитлеровской Германии. Вагон, который попал к нам на реставрацию, может быть, один из последних вагонов этого типа созданный компанией «Малакса», или возможно был переоборудован на этом предприятии.
На этот вагон ушло больше всего трудов, так как в своей истории он был и теплушкой, и вагоном для перевозки скота, и просто был будкой и стоял на земле. Пришлось счищать с него тонны краски, заменить половые доски, доски вагонной обивки, заменить двери и т.д.
Всего у нашей организации ушло около месяца чтобы привести в порядок прибывшие к нам вагоны. О реставрации поезда победы снял небольшой фильм, который представлен в моих видео.
Маршрут поезда «ПОБЕДА» проходил через города Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, а также ХМАО.