Найти тему
Memento mori

Саркофаги: краткая ретроспектива

Веками и тысячелетиями люди отмечали места упокоения своих умерших. За исключением совсем уж странных для нас традиций, например тибетской, о которой я при случае расскажу отдельно. Вообще, места древних захоронений, - неоценимая историческая ценность в наши дни, ведь по предметам, найденным в могилах, историки воссоздают быт наших предков. Не случайно в любом историческом музее то и дело попадаются таблички с надписью: "Место находки - могильник такой-то".

А самыми величественными погребальными сооружениями и поныне являются египетские пирамиды. И в современной ритуальной традиции до сих пор видны отголоски тех времен: это и посмертная маска, и погребальная пелена, и саркофаг.

Подробнее о ритуальных традициях древних египтян также напишу отдельно, а сегодня мы рассматриваем форму. Итак, когда-то в Древнем Египте появились саркофаги - только в те времена назывались они иначе: неб-анх, "владыка жизни", ибо содержали в себе мумию, вечное тело, которое требовалось сохранить для возрождения после смерти.

У влиятельных и богатых людей саркофагов было несколько - вставлялись один в другой, как матрешки. Каждый при этом богато расписывался и украшался инструкциями по прохождению испытания в загробном мире, молитвами к богам и иногда историями жизни усопших (чем не первые эпитафии?) Внутренние саркофаги при этом создавались из дерева, внешние - из известняка, алебастра и т.д.

Само слово "саркофаг", знакомое нам и ныне, - древнегреческого происхождения, и означает "поедающий плоть". Считалось, что троадский известняк (ныне полуостров Троада называется иначе и принадлежит Турции) обладает свойством полностью разлагать тело, помещенное внутрь, за очень короткий срок.

Традицию помещать покойного в саркофаг у египтян переняли многие народы - этруски, греки, римляне. Саркофаги находят и в Причерноморье, оставленные давно сгинувшими скифскими и сарматскими племенами.

В отличие от египтян, тела уже не бальзамировали, да и принцип "матрешки" ушел в небытие. Однако другие народы от упрощенных форм постепенно перешли к настоящим произведениям искусства, и конечно же первым среди лучших стал Древний Рим. Саркофаги зачастую высекались даже из мрамора и украшались сценками из мифологии и/или портретами умерших, а также эпитафиями (еще одно греческое слово, кстати, и переводится как "надгробное изречение").

К слову сказать, примерно в то же время начали появляться и более мелкие разновидности надгробных форм - стелы, плиты, обелиски, урны.

У саркофага на фото ниже - высокая крышка, напоминающая перевернутую лодку. Такие формы называют "ликийскими", а лодка символизировала основное занятие жителей Ликии (ныне территории давно исчезнувшей страны принадлежат Турции) - рыболовство.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Римская работа, мрамор, II в. н.э. "Саркофаг Гомера" (на самом деле нет). Сценки посвящены посещению Ахиллом острова Скирос царя Ликомеда.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Римская работа, мрамор, II в. н.э. "Саркофаг Гомера" (на самом деле нет). Сценки посвящены посещению Ахиллом острова Скирос царя Ликомеда.

Интересно появление этого саркофага в России: он был вывезен из Средиземноморья в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в 1770 году. Саркофаг купил граф Александр Сергеевич Строганов, который решил создать сад по мотивам страниц "Одиссеи" Гомера, поэтому теперь саркофаг называют "Саркофагом Гомера". Сказано - сделано. Получившийся парк украсил этот древний саркофаг... В 1908 году саркофаг перевезли в Санкт-Петербург и он стоял во внутреннем дворце Строгановского дворца, а в 1930 перекочевал в Эрмитаж.

«Гробница Гомера» в саду Строгановской дачи, Андрей Мартынов, 1813г.
«Гробница Гомера» в саду Строгановской дачи, Андрей Мартынов, 1813г.

В процессе распространения христианства умерших начали хоронить в земле, так что саркофаги постепенно вытеснялись теми самыми мелкими разновидностями надгробных памятников. Однако они продолжали использоваться для важных персон - правителей, высшего духовенства, которые завершали свой земной путь в стенах соборов. Зачастую изображение умершего размещалось на крышке саркофага.

И поныне в соборах Европы можно увидеть старинные захоронения такого типа. Бывало и так, что для захоронения использовали древний римский саркофаг, предварительно освобожденный от останков предыдущего "владельца".

В России было принято хоронить в таких случаях под плитами пола, а сверху устанавливать фальшивый саркофаг. Вспомните Архангельский собор Москвы или Петропавловский собор Санкт-Петербурга.

В период Эпохи Возрождения саркофаги начали возвращаться и на кладбища как показатель социального статуса покойного. Тела по-прежнему хоронили в землю, но сверху вместо надгробия возводили фальшивый саркофаг, который в XVIII - XIX веках мог еще и пышно украшаться. Их во множестве можно увидеть на наших старинных кладбищах.

Глядя на последний кадр в подборке выше, думаешь - а ничего по сути не изменилось за 2 тысячи лет. Лицо усопшего в медальоне, эмблемы ратной доблести... Разве что мифических историй не хватает.