Найти в Дзене
Aella

"Опасный метод" с точки зрения современного психолога: про фильм и немного про науку

Вообще я давно хотела написать этот пост. Потому что Карл Юнг (психологические типы, корни соционики, тема моей курсовой и так далее). И потому что Сабина Шпильрейн. Кроме шуток, она тоже крута, но на упоминание темы её исследований Дзен уже как-то ругался, поэтому молчу. Но в фильме, к сожалению, нам крутую женщину, ученого и педагога, одного из первых русских психоаналитиков вообще (хотя тут можно было бы и феминитивы поставить, духу времени соответствует) не показали. Показали истеричку. И нет, тут это не оскорбление. Просто такой период в жизни Сабины, реально имевший место быть. Хотя с точки зрения психолога это смотрится примерно так: взяли самый проблемный период жизни выдающейся, между прочим, женщины и добавили сверху клюквы и клубнички. Получился "Опасный метод". Про портретное сходство Киры Найтли с реальной Сабиной я молчу, это примерно как с Анной Карениной. Но конкретно для юной Сабины (на начало действия фильма ей должно было быть 18 лет) с психотической истерией (её офи

Вообще я давно хотела написать этот пост. Потому что Карл Юнг (психологические типы, корни соционики, тема моей курсовой и так далее). И потому что Сабина Шпильрейн. Кроме шуток, она тоже крута, но на упоминание темы её исследований Дзен уже как-то ругался, поэтому молчу.

Но в фильме, к сожалению, нам крутую женщину, ученого и педагога, одного из первых русских психоаналитиков вообще (хотя тут можно было бы и феминитивы поставить, духу времени соответствует) не показали. Показали истеричку. И нет, тут это не оскорбление. Просто такой период в жизни Сабины, реально имевший место быть. Хотя с точки зрения психолога это смотрится примерно так: взяли самый проблемный период жизни выдающейся, между прочим, женщины и добавили сверху клюквы и клубнички. Получился "Опасный метод".

Про портретное сходство Киры Найтли с реальной Сабиной я молчу, это примерно как с Анной Карениной. Но конкретно для юной Сабины (на начало действия фильма ей должно было быть 18 лет) с психотической истерией (её официальный диагноз) сойдет. Понятно, что по юности лет и измученности болезнью и Юнгом цвести пышной розой трудновато.

А вот теперь про её отношения с Юнгом. И здесь я постараюсь максимально аккуратно, дабы пост остался в открытом доступе.

Что отношения Сабины Шпильрейн и Карла Густава Юнга значили для истории психологии? Скажем так: именно после этой связи психоаналитическое сообщество сильно задумалось над запретом на романтические, дружеские и вообще близкие личные отношения психолога и клиента. Точнее, в те годы это касалось психоаналитика и анализанта, но суть одна.

Почему над этим запретом задумались? Если вынести за рамки современный стеб на тему - "Юнг был молод, Сабина была привлекательной девушкой и все им дружно позавидовали" (встречается на психологических форумах) - а приглядеться к реальным последствиям, то получается вот что.

Сильнее пострадал именно Юнг. Именно ему это ударило по карьере (и не только), если рассматривать факты. Залезть в голову обоим возможности нет, но, по крайней мере, Сабина вылечилась, успешно поступила на медицинский факультет и дальше пошла по линии медицины, психологии и педагогики. Говорить о сломанной связью с Юнгом жизни в её случае бессмысленно.

Поэтому речь здесь скорее идет об инстинкте самосохранения со стороны других психоаналитиков. Подобные связи не по клиенту сильнее бьют, а по психологу. В ситуацию "посмотрел-посмотрел тот же Фрейд на последствия измены Юнга жене - с кафедры ушел, из клиники выгнали, сам Юнг мозгами в сторону мистики поехал - и решил, что ну нафиг" верится как-то больше, чем в зависть.

Кстати, о Фрейде. Тема развития отношений Фрейд-Юнг безусловно интересная и в истории психологии значимая, но пытаться раскрыть это в одном фильме с отношениями Юнга и Шпильрейн... Слишком уж амбициозно, это две большие сложные темы, если не халтурить) Научные темы в первую очередь. Особенно если учесть, что туда еще и мистику попытались впихнуть, и тему национальности - тоже важно в контексте того времени, безусловно, но блин. Если пытаться впихнуть невпихуемое и приправить сверху Кирой Найтли без одежды в роли будущего советского психоаналитика, получится солянка с клюквой.

Вообще я сейчас перечитываю написанное и просто медитирую на слова "советский психоаналитик", это прекрасно звучит) И ведь это было. Если ознакомиться с историей Сабины Шпильрейн и смотреть "Опасный метод" через призму этой истории, то периодически очень удивляешься, как вольно с образом этой женщины... мм, обращаются. Все Русское психоаналитическое общество в полном составе в гробу переворачивается. Свечку, что у них там с Юнгом было, конечно, никто не ставил, работа Шпильрейн "Деструкция как причина становления" располагает к додумыванию, но в целом фильм - это такой очень мужской (в не очень хорошем смысле) взгляд на талантливую женщину. Давайте покажем в первую очередь тело, которому она не хозяйка, а потом уже мозги. Чуть-чуть. Да блин, Юнг у неё идеи заимствовал, Фрейд говорил, что она многое предвосхитила. Наконец, Сабина Шпильрейн была психоаналитиком Жана Пиаже. Много про это в фильме?

Вот как-то не очень (а можно было бы, на самом деле). Хотя, как уже упоминалось, там психоанализу в целом не повезло, ну не хватило на что-то серьезное времени за два часа. Фильм про кушетку (ладно, кровать), а не про науку. Поэтому и ругаюсь.

Ваша Аэлла.