В двух фильмах, которые мы рассмотрим ниже, будут присутствовать преимущественно девушки. И не просто девушки, а те, кто увлекается всяческими экстримальными видами спорта. Сразу оговорюсь, что это совсем не моя тема, хотя я в разные периоды своей жизни и на горы залезала, и в пещеры спускалась ну и по всяким заброшкам тоже пошлялась. Но это были просто эксперименты и/или желание доказать себе в первую очередь, что я это тоже могу. Единственное, чего я так и не осуществила, чтобы собрать "бинго" в моем списке таких вот активностей -- я не прыгнула с парашютом, так как мой врач сказал, что он потом мой позвоноШник не соберет, а он дорог мне как память, я с ним сорок лет живу, как никак.
Так что мне остается только смотреть и переживать за героев.
«Вышка» («Fall») 2022г.
Вот не понимаю я этих экстремалов-скалолазов. Лезешь себе вверх по отвесной скале, болтаешься на веревке, срываешь ногти о камни, а сам только вверх смотришь, ибо внизу у тебя – мама, не горюй – многие метры вниз на твердые камни. Допустим, забрался ты на вершину, а дальше? Спускаться же нужно, снова-здорово…
Но Бекки и ее муж Дэн как раз не пугает вся эта кутерьма с возвращением с гор, они упорно лезут вверх. Откуда-то сбоку их подбадривает закадычная подруженция Бекки Хантер – та лезет в одиночку и, видимо, уже устала от постоянных прерываний пары на мотивационные спичи и лобызания.
Граждане! Если вы все-таки полезете на верхотуру, то используйте БОЛЬШЕ одного крепления к этой самой верхотуре. Так надежнее.
Доподлинно неясно, почему Дэн решил закрепить страховочную веревку только в одной точке: то ли от лени, то ли от дефицита крепежа, то ли сдуру. Но итог один: парень сорвался и улетел, как поется в песне, «но не вверх, а вниз».
Спустя год после этого происшествия Бекки все никак не может прийти в себя. Она забросила хобби-верхолазание, ведь обычно именно Дэн подбивал ее покорить какую-нибудь вершину, природную или урбанистическую, начала пить и вообще решила, что ее жизнь, как и полномочия одного добродушного усача-полицейского, в этой ситуации все, окончена. Напрасно отец убеждает Бекки «проснуться» и начать жизнь с чистого листа: да, ситуация дрянь, да, погиб любимый человек, но это не значит, что и себя нужно хоронить рядом с ним, нужно задуматься, как бы поступил сам Дэн, если бы был на месте Бекки – молодым вдовцом – как долго бы он горевал? Уж точно не стал бы облачаться в траур, как женщины старого юга, лет на десять. За такие кощунственные речи папа’ был подвергнут анафеме и вообще послан туда, куда Макар телят не гонял, а дочь пошла грустить дальше.
Лучик света проникает в темный мир депрессии и самобичевания Бекки вместе с той же Хантер, которая была вместе с парой на склоне, когда Дэн решил, что он все, устал и уходит.
После траурной церемонии Хантер пропала из поля зрения подруги, просто позорно сбежала и ударилась в самые безумные приключения. В 100грамме она завела страничку, куда начала выкладывать различные экстрим-финты, чем и заслужила популярность (ну и еще своим внушительным пуш-аппом).
Хантер убеждает Бекки принять участие в ее очередной безумной затее: всего в шести часах на машине от дома Бекки посреди пустыни стоит 600-метровая коммуникационная вышка – ржавеющий памятник ушедшей эпохи. Вот будет здорово на него забраться, снять про это видео, а заодно и развеять с нее прах Дэна, ведь тот наверняка хотел бы упокоиться примерно вот таким образом.
Сначала Бекки отнекивается, говоря, что она лучше эти выходные проведет в алкогольном забытьи, но наутро, переспав с этой идеей, соглашается.
- Только туда и обратно. И никакой темы sиsек от меня в кадре.
- О чем речь, Кэп!
Как в старые-добрые времена подруги загружаются в джип Хантер («УАЗ-Хантер» бу-га-га!!!) и едут в пустыню.
Вышка встретила их колоссальными размерами и железным поскрипыванием.
- Если б мишки были пчелами….
- В коробке с карандашами….
Примерно под такие мотивы подруги полезли вверх.
Вот напротив моего рабочего офиса идет реконструкция СК «Олимпийский». И башенные краны маячат туда-сюда. Хухл говорит мне, что высота такого кран примерно 120 метров… Хм… 600 метров – это ОЧЕНЬ высоко, скажу я вам, и как мне подсказал ролик, который я вчера в автобусе видела, Останкинская башня тоже ниже (540 метров).
И лезть туда по ржавенькой лестнице непонятно каких годов изготовления и прикрепления к этой дуре (не к Хантер, а к вышке) это такое себе развлечение. От него Бекки периодически причитает и порывается разжать лапки, чтобы экспрессом доставить себя на землю, но у Хантер не забалуешь. Она все мигом снимет и в соцсеть выложит, потом все дразниться будут…
И вот они на вершине! Красивые фоточки, сулящие мильены лайков. Видео с квадрокоптера. Видео на мобильный. Еще фоточки. Прах Дэна красиво летит по ветру. Пора уже и спускаться, да вот незадача: внешняя лестница, не будь Хантер, тьфу, то есть дурой, берет и отваливается. И падает весело вниз (играет песня про «…не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там, где идет строительство или подвешен груз…»). До первых ступенек внутренней лестницы. Которая еще держится 60 метров, а у девушек веревка только на 15 метров. На такой высоте нет связи, более того, никто не знает, куда поехали подруги, ведь даже своим подписчикам в интернете Хантер пока не сказала, куда она лезет на этот раз, хотела сделать сюрприз.
Еды нет, воды всего одна спортивная бутылка, никто не придет и не спасет… Супер перспектива, не правда ли? Только стервятники кружатся в небе. О да, эти-то умеют ждать.
Я боюсь высоты. Не до паники, конечно, но подъем без страховки на Ай-Петри я запомнила на всю оставшуюся жизнь и повторять его не намерена. Поэтому бОльшую часть фильма я просидела с потненькими ладошками, потому как иллюзию офигенной высоты передали очень хорошо.
Несмотря на незначительные косяки и явно раздолбайское отношение к технике безопасности у героев, фильм смотреть интересно, причем в конце вас ждет внезапный поворот в сюжете. Конечно все то больше про психологию, а не про выживание в экстремальной ситуации, но то, что все это происходит с двумя девушками (и они на этой небольшой площадке за несколько суток не разругались и не выцарапали друг другу глаза) – это что-то новенькое.
Вывод: не экономьте на страховочном крепеже. Всего бы этого не было, если бы один мальчик на одной горе закрепился бы больше, чем в одной точке.
«Спуск» («The Descent») 2005г.
Их было три закадычные подружки: Сара, Джуно и Бэт. Они прекрасно дополняли друг друга: Бет серьезная и осторожная, Сара типичная «хорошая девочка», да еще и с мужем и пятилетней дочерью в анамнезе, ну а Джуно… что Джуно? Авантюристка, каких еще поискать.
Подруги не любили ходить в клубы, вышивать крестиком и сплетничать о других, они любили экстремальные развлечения – залезть на какую-нибудь гору, покорить пещеру или сплавиться по бурной реке, тут они впереди всех.
Как хорошо, что мой муж хоть и не разделяет мои увлечения, но и не мешает мне в моих с подругами безумных экспедициях, - радовалась Сара.
Вот и в тот день после очередного жОсткого сплава по бурной реке, находясь в приподнятом настроении, Сара вместе с Полом и маленькой Джессикой грузятся в семейный автомобиль и едут в гостиницу, а Джуно и Бет остаются паковать снаряжение, чтобы потом поехать следом.
Какая идиллия! Папа за рулем, а мама с дочкой весело обсуждают, как они будут отмечать надвигающееся пятилетие малышки, кого пригласят, будут ли мальчики, какой торт именинница хочет видеть на столе…Как вдруг в их автомобиль влетает строительный микроавтобус, перевозивший на крыше металлические трубы. Сара практически не пострадала, а вот так сторона машины, где сидели Пол и Джессика оказались прошиты трубами насквозь.
Рыдая на руках у Бет в больнице, Сара замечает, как Джуно разворачивается и уходит, никак не поддержав подругу в ее горе.
Проходит год. Бет везет Сару в загородный домик, там собралась компания подружек, чтобы на следующий день пуститься в небольшое путешествие по подземным пещерам в Аппалачских гор. Кроме них в пещеры спустятся Ребекка и ее младшая сестра Сэм, а также … Джуно, которая привела с собой новую знакомую экстремалку из Европы Холли. Так занимается бейсджампингом, забирается в горы, спускается под землю, главное, чтобы все было как можно более рискованнее. Такой подход не нравится подругам, но что поделать, не отправлять же гражданку назад в город?
На следующий день взволнованная Джуно будит своих подруг и подгоняет в сборах: она приготовила им что-то по-настоящему удивительное, нельзя ждать ни минуты.
Но ведь это пещеры, которые уже хожены-перехожены туристами, чего тут удивительного?
Спуск начинается. Сара заметно нервничает, за последний год у нее сильно сдали нервы, она уже не та смелая женщина, штурмующая пороги на горной речке, поэтому Бет сильно волнуется за нее и старается не выпускать из поля зрения. Бекки ожидаемо опекает (даже чрезмерно) младшую сестру, а Джуно остается не спускать глаз с Холли, которая так и норовит найти в пещере приключения на свою оппу.
Вперед. Только вперед, - командует Джуно и уверенно ведет подруг дальше.
До момента… Пока протискиваясь в шкуродере Сара не застревает, ловит от этого паническую атаку и, пока она барахтается в каменной кишке, выход из этой кишки назад заваливает камнями.
Все, пути для отступления нет, но, к счастью, подруги знают, что из этих пещер как минимум четыре выхода, один завалило, есть еще три…
Не совсем…. Три. То есть, возможно в тех пещерах и три, четыре, а может быть и десять выходов, но вот конкретно в этой…да кто ее знает, сколько в ней выходов? Ее же еще никто не исследовал…
Перед группой открывается страшная правда: Джуно повела их в абсолютно новую пещеру, куда еще никто не залезал, чтобы быть первыми обследовать ее и впоследствии дать ей имя… Сары, например. Чтобы ее подбодрить. Ну или ее, Джуно, имя, если Сара откажется.
Все в отчаянии, они понимают, что даже спасатели им не помогут, так как они не знают, что группа пошла в какие-то левые пещеры.
- Выводи нас немедленно, самовлюбленная корова!
- Эй! Я, между прочим, тоже страдаю, ведь не только Сара потеряла близкого человека в той аварии!
На эту оговорку в пылу ссоры обращает внимание только наблюдательная Бет. Но сейчас не время поднимать этот вопрос, сейчас нужно выбраться из этих треклятых пещер, а уж потом сама Бет все припомнит этой Джуно!
Беда никогда не приходит одна. Кроме того, что подруги (а подруги ли?) потерялись под землей, так Саре начинает казаться, что они тут не одни, что их кто-то преследует и этот кто-то… не совсем человек.
Фильм хоть и старый, но нереально крутой. Я помню, как смотрела его в первый раз и испытала всю непередаваемую гамму эмоций: застрять где-то под землей – это уже неприятно, а вот если тебя еще преследуют гуманоиды-каннибалы, похожие на краллов из повести Ричарда Лаймона «Леса здесь темные» (почитайте на досуге, Лаймон тот еще весельчак, наш любимый Саша Варго скорее всего у него учился), это, имхо, бинго среди ночных кошмаров.
Кстати, у фильма есть продолжение 2009 года «Спуск 2», тоже довольно достойное, хотя, я бы не стала его снимать, первый фильм сам по себе целен и логически завершен.
Теперь про то, чем этот и предыдущий фильмы похожи, если вы еще не догадались.
Оба рассказывают про подруг, которые увлекаются экстримом. И не важно, что в первом фильме их двое, а во втором – целая толпа, все равно в центре «Спуска» взаимоотношения Сары и Джуно, остальные – статисты, помогающие раскрыть характеры героинь.
В начале обоих фильмов мы видим, как «правильная» героиня теряет мужа, причем вторая закадычная подруга растворяется в тумане и пускается во все тяжкие.
Потом следует попытка «расшевелить» захандрившую вдову, причем в «Спуске» Сара сама напрашивается с подругами в пещеры.
Даже сцена с мертвым животным (предупреждение: не ходи туда) в «Вышке» явно слизана из «Спуска».
Что же в итоге? «Вышка» неплохой, но абсолютно одноразовый фильм. «Спуск» можно пересматривать несколько раз, испытывая непередаваемую гамму эмоций.
Вывод: если подруга в пещеры надевает соблазнительную безрукавочку, проверь бардачок машины, она явно не взяла с собой карты, а без них в дурака играть невозможно.