Недавно в Большом театре Беларуси прошел необычный концерт, посвященный народной артистке БССР и СССР Светлане Данилюк. В этой женщине сочетались чарующий голос и железный характер. Представление было примечательно тем, что в первом отделении был показан документальный фильм, снятый Максимом Федосеевым, сыном певицы. Легко ли делать фильм про близкого человека? Что осталось за кадром? Ответы на вопросы в нашем разговоре.
- В Большом театре недавно прошел вечер памяти Светланы Данилюк, на котором был показан Ваш фильм. Я так понимаю, показ документального фильма в оперном театре - не частое событие. Это была Ваша идея?
- Да, мне показалось правильным, что фильм будет именно на той сцене, где она когда-то выступала. Здесь есть своя символика, и спасибо театру за то, что поддержал эту идею. И, конечно, прежде всего, Оксане Волковой – она была и режиссером и одной из участниц проекта «PRIMA DONNA».
«Я бы сказала, что с середины 60-х и до середины 80-х – это безусловно была эпоха Светланы Данилюк. Это была безусловная прима»
/народная артиста Беларуси Наталия Гайда/
- Как проходила работа над фильмом?
- Не без приключений. Мы попали в пандемию, из-за чего пришлось где-то менять планы, где-то вообще искать другие решения. Например, когда стало понятно, что мы не сможем поехать в Италию, пришлось искать операторов там на месте и договариваться о проведении съемок. Но, так или иначе, большинство проблем и их решение — это в общем-то вопрос силы желания и мотивации.
А сложности бывают не только технического характера. Когда снимаешь фильм о близком человеке, то сталкиваешься с тем, что нужно открывать и обнажать что-то из того, что открывать и обнажать не хочется. И тогда начинается внутренняя борьба между режиссером и человеком, для которого вся это работа - вторжение в его личное пространство.
- Вы имеете в виду использование в фильме писем и дневников Вашей матери?
- Да, и это тоже. Но без этого было бы невозможно. Это вообще счастье, что эти дневники и письма – есть. Ведь не все люди ведут дневники и пишут письма. А если и пишут, то не всегда это представляет потом интерес для окружающих. Все быстротечно, и вот в таких, казалось бы, абсолютно личных моментах спустя много времени и открывается и человек, и время. И это, в первую очередь, и интересно зрителю.
- какая Ваша любимая цитата из дневников?
- любимая? Даже не знаю… их много. Вот, например, такая: «Не люблю ни собак ни людей с опущенным хвостом».
«…Была вне конкуренции в то время, ни у кого в театре такого качества голоса не было. Были певцы-артисты, а она была певицей с большой буквы»
/заслуженный деятель искусств Беларуси Маргарита Изворска-Елизарьева/
- что, по-Вашему, не получилось или не удалось в фильме?
- что-то, наверное, и не получилось. И даже не наверное… Но об этом сейчас уже нет смысла говорить. Единственное, о чем можно сказать и чего действительно жаль: не получилось приступить к этой работе немного пораньше, лет так на 5-10, а может и 15. Тогда в фильме мы бы увидели и услышали бы не только, например, Тамару Синявскую и Владислава Пьявко, а, возможно, еще и Елену Образцову, Ирину Архипову, Марию Биешу… не буду продолжать список. Я думаю, что даже если бы эти интервью и не вошли в итоге в фильм, то все равно, это было бы безусловно ценно и значимо для истории. Со всеми этими певицами у мамы были какие-то пересечения жизненного пути, своя история отношений.
- а что еще, так сказать, осталось «за кадром»?
- мы записали порядка 20 интервью, а использовали в итоге лишь малую часть. И это не потому, что все остальное не представляет ценности. Просто сюжетная линия и хронометраж диктуют свои правила. Но, надеюсь, в дальнейшем это будет востребовано и найдет свое место на экране.
- не расскажете, с кем эти интервью?
- извините, я хотел бы это оставить «за кадром». Пусть это будет потом сюрпризом.
«Если бы то время было другое, и она могла выехать на Запад, она была бы одной из самых знаменитых меццо-сопран. Потому что с таким голосом мало певиц»
/звезда мировой оперной сцены Мария Гулегина/
- кому на Ваш взгляд адресовано это кино?
- на мой взгляд самому широкому зрителю. Отнюдь не только клубу поклонников оперы. Фильм про женскую и человеческую судьбу и естественно – про ту эпоху. А опера и все такое прочее – это просто контекст, в котором все происходит.
- можно ли сейчас посмотреть где-то этот фильм?
- документальное кино – сложный жанр для кинотеатра, по крайне мере у нас. Показы обычно приурочивают к каким-то событиям или датам. Поэтому чего-либо определенного я здесь сказать не могу. Конечно, рано или поздно фильм появится в открытом доступе. Однако, если есть интерес, то, пожалуйста - есть youtube-канал «Светлана Данилюк», там довольно много всего и, кстати, там, наверное, и будет в скором времени появляться то самое «за кадром».
Оксана Николаева