Найти в Дзене

«Что ты умничаешь, возьми багор да оттолкнись!» ;)

Приходилось ли вам слышать такие «советы» от наблюдающих за вашими маневрами «профессионалов»? Мне так уже, наверное, не один десяток раз за время наших учебных швартовок. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Удивительно, сколько шкиперов не знает элементарнейших вещей, и сколько яхтенных школ этому не учат.

Значит, об этом нужно говорить, и не только на курсах, но и рассказывать общедоступно. «Оттолкнись багром!» – что не так? Конечно, в самом этом действии грубой ошибки нет. Если вы отходите от причала на маленьком швертботе – почему бы и нет.Но на 50-ти футовой яхте сделать это не так уж просто, да и смотреться будет весьма странно:)А в заметный прижимной ветер и вовсе не получится – не хватит ни сил, ни длины багра.

Поэтому хочу поделиться простыми и легко запоминающимися приемами работы со швартовами (при швартовке лагом):

1. Подход к причалу.
Если во время швартовки у нас не хватает рук или просто нужно поджаться ближе к причалу:
Используем
средний продольный - швартов, основанный на центральной утке (если ее нет подойдет даже лебедка грота фала) и направленный от центра яхты в корму. Натягиваем швартов, закладываем и плавно даем (увеличиваем) обороты вперед. От движения вперед яхту удержит швартов, яхта будет боком приближаться к причалу. Угол сближения яхты с причалом можно регулировать поворотом штурвала – поток воды от винта пойдет на перо руля, таким образом яхта сохранит управляемость.

Итак, на швартовке в любой непонятной ситуации используй “средний продольный” швартов.

Подход к причалу лагом, используя "средний продольный" швартов.
Подход к причалу лагом, используя "средний продольный" швартов.

2. Отход от причала.
На отшвартовке всегда используем один из шпрингов – носовой или кормовой. Оставляем только один из швартовов и плавно работаем двигателем в сторону, противоположную направлению швартова. При отходе на носовом шпринге – даем ход вперед, на кормовом – ход назад. Выбор шпринга зависит от того, в какую сторону мы хотим отходить, а также от силы ветра.

2а) Отход на кормовом шпринге – носом вперед.
Этот способ - самый комфортный. Движение начинаем сразу носом вперед. Но есть ограничения – по носу от яхты должно быть место и прижимной ветер должен быть не слишком сильный.
Последовательность действий:
- отдаем все концы, кроме кормового шпринга;
- убеждаемся, что на шпринге нет слабины, и что на кормовой скуле есть кранцы;
- плавно даем обороты назад.
По необходимости, увеличиваем обороты, преодолевая воздействие прижимного ветра. Когда кормовая скула плотно легла на кранцы, а нос отошел от причала на достаточный угол, ставим на нейтраль, отдаем швартов и сразу же даем обороты вперед. Все эти три действия нужно делать очень быстро, чтобы не дать прижимному ветру вновь прижать нос яхты к причалу. Чем сильнее ветер, тем быстрее нужно выполнять маневры.

Отход от причала, используя кормовой шпринг.
Отход от причала, используя кормовой шпринг.

2б) Отход на носовом шпринге – кормой вперед.Если отойти на кормовом шпринге не удается – недостаточно места по носу или слишком сильный ветер, всегда есть возможность отойти кормой. Этот способ работает даже в сильный ветер. Когда даем ход вперед, даже не отдавая швартов, сразу хорошо начинает работать перо руля. Последовательность действий:
- отдаем все концы, кроме носового шпринга;
- убеждаемся, что шпринг натянут, а на носовой скуле достаточно кранцев;
- плавно даем ход вперед, по необходимости добавляем обороты;
- перекладываем штурвал в сторону причала.

Отход от причала на носовом шпринге.
Отход от причала на носовом шпринге.

Благодаря тому, что при таком маневре хорошо работает руль, отвести корму от причала можно далеко, в пределе – до положения яхты перпендикулярно причалу. Следить нужно за безопасностью форштевня – прежде, чем лодка ляжет штевнем на причал мы:
- ставим руль прямо;
- ставим ручку газа в нейтральное положение;
- даем команду «отдать носовой»;
- даем ход назад (сразу средние обороты).

В идеале, последние 4 шага делаются практически одновременно, носовой швартов должен быть готов к моментальной отдаче. Все это - лишь самые азы. Держите их в голове и не забывайте пользоваться на практике.

Тема швартовки очень обширна и имеет множество нюансов, и никак не умещается в рамки одного поста и даже серии постов:)

Поэтому вопрос к вам: не провести ли нам вебинар «Тактика швартовки»?
Как считаете, нужна ли дополнительная информация по этому вопросу?

Всем безопасных швартовок!
Дмитрий Рябчиков и Яхтенная Академия Соснина и Рябчикова.