Разбирая в гараже инструментальный ящик я обнаружил старые Советские гаечные ключи про которые почти забыл. Но ключи вовремя нашлись и на них интересно будет посмотреть. Это ключи с клеймом Советских заводов на которых они были изготовлены.
На навязчивую рекламу не обращайте внимание, читайте статью, смотрите картинки.
Начать хочу с гаечного ключа с клеймом "Гос. Зав. КОММУНАР" ЗАПОРОЖЬЕ. Город Мелитополь Запорожская область.
Завод берет свое начало с мастерских открытых в 1863 году выходцем из Голландии. В 1908 году это уже "Мелитопольский Моторный Завод" на котором выпускали молотилки, жатки, плуги и так далее. После революции завод национализировали и назвали "гос. завод Коммунар". В 1923 на заводе выпустили Первый зерноуборочный комбайн и "Коммунар" стал структурным подразделением головного Запорожского завода. ( Наш ключ выпустили в период с1923 по 1930 годы). После Войны, в конце 60-х на заводе начался выпуск Легендарных "Горбатых" Запорожцев ЗАЗ-965 и он переименовался в завод ЗАЗ.
Ключ с Завода имени Коминтерна."ЗиК" Днепропетровск. Не путать с ЗИК Златоустовский Инструментальный Комбинат. Клеймо ЗИК в Златоусте стали ставить позже, в конце 30х годов, и оно имело характерный и узнаваемый вид. Наш ключ "ЗиК", это Днепропетровский металлургический Завод имени Коминтерна.
Завод открыли в 1899 году братья Шодуар. Бельгийское Акционерное Общество Кровельного Волнового Трубопроката. Любителям старины завод известен своими знаменитыми Саперными Лопатками ШОДУАРЪ, а с 1922 года КОМИНТЕРН. Судя по дореволюционному паровозо-тракторному дизайну ключа, его выпустили с 1922 по 1930 год.
Еще один гаечный ключ с клеймом Завода Коминтерна. "С ЗiК". Завод iмени Коминтерна Синельниково. Не путать с Заводом Коминтерна в Днепропетровске.
Днепропетровская область (бывший Екатеринослав) Украина. Синельниково. Первые мастерские в Синельниково появились в 1903 году, к 1912 году это уже "Чугунно-Литейный Механический завод Б.Я. Яцкевича". Завод производил сельскохозяйственную технику и немного инструментов, топоры, лопаты. Выполнял небольшие оборонные заказы. После революции завод национализировали и в 1924 году он стал Заводом iмени Коминтерна Синельниково. Ручные инструменты, как отдельное направление завод начал выпускать в 30-х годах. В 1959 году территорию завода расширили и он стал Рессорным заводом.
В Синельниковском районе, в Славгороде на заводе "Прогресс", с 1929 года по распоряжению НКМП-УССР Днепропетровской области. Начали производить запчасти для сельскохозяйственных машин и инструменты.
"З-Д ПРОГРЕСС" Славгород.
Вознесенский завод "Красный Техник", Николаевская область. Украина.
Интересный гаечный ключ с подставкой.
Такие ключи выпускал с 1929 года Ростовский Литейный Завод "РЛЗ".
РЛЗ был филиалом и дочерним заводом РостСельМаш. Который выпускал комбайны и другую сельскохозяйственную технику.
Следующий ключ тоже интересный "РМашЗ".
РМашЗ, Мытищинский Машиностроительный Завод. В 1897 году Русский предприниматель Савва Мамонтов с партнерами К.Арцыбашевым и А.Бари (США) открыли в Мытищах небольшое но успешное предприятие по производству трамвайных и железнодорожных вагонов. В 1916 это уже был Казенный Завод Военных Самоходов Лео Серка. Во время Великой Отечественной Войны это Завод №592, выпускал снаряды и платформы для зенитных орудий.
После Войны, это уже завод №40, он производил специальные гусеничные шасси для оборонных комплексов Советской Страны.
Очень редкий ключ с клеймом "КПЗиС"
Кузнечно-Прессовый Завод имени Сталина. КПЗиС. Челябинск. В 1941 году из Москвы в Челябинск был частично эвакуирован знаменитый "ЗиС", Завод имени Сталина. Рядом с Челябинском, зимой, в чистом поле были построены цеха и появился барачный поселок Кузнечно-Прессового завода ЗиС. Кроме основной продукции завод обеспечивал себя и инструментом с полукустарным клеймом КПЗиС.
Один из крупнейших заводов в Стране, Новосибирский Инструментальный Завод, "НИЗ".
Осенью 1941 года в Новосибирск эвакуировался один из старейших инструментальных заводов, Сестрорецский завод имени Васкова. У Новосибирского завода есть официальный День Рождения 23 октября 1941 года. Но, первое время на заводской продукции ставили клеймо Сестрорецкого завода.
Но потом все вошло в норму и завод начал ставить свое собственное клеймо "НИЗ", позже "Н" в треугольнике, потом "Н" в ромбе. Клеймо с 1941 года не раз менялось, этот ключ с клеймом "НИЗ" изготовлен до 1960 года.
ЗИП (клеймо часто путают с ЗИЛ), Завод Измерительных Приборов, Иваново. Начало производства 1950 год.
Ивановский завод по производству приборов для испытания металлов. В 1965 году переименован из "Завода ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ Приборов" в "Завод ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ Приборов". Этот гаечный ключ относится уже к Испытательным приборам. В 1992 году завод стал ОАО ТочПрибор.
Еще один интересный и редкий набор хромированных ключей с Завода Слесарно-Монтажного Инструмента. Город Краснодар, улица Кожевенная, 18.
Завод выпускал качественные и некоторые редкие инструменты. Например ключ на 5,5.
По непроверенным данным Краснодарский ЗСМИ производил штатный инструмент для обитаемых космических кораблей (для Космонавтов). Но в 90х завод приватизировали, разорили и расчленили. Традиция нашего времени...
Дальше будет небольшая подборка ключей "Моторных" заводов.
Клеймо "КАДВИ".
КАДВИ-КАлужский ДВИгатель. Опытный моторный завод по производству газотурбинных двигателей. Завод начал работать в 1966 году.
Еще несколько "Моторных" ключей. "ЯМЗ" Ярославский Моторный Завод.
Автомобильный завод в Ярославле был основан в 1916 году. До революции 1917 года (по слухам) на заводе успели выпустить всего ОДИН автомобиль "Лебедь-А". Массовое производство началось в 20-х годах. На заводе выпускали "тяжелые" грузовики Я-3, Я-4, ЯГ-10 и так далее. Автобусы ЯА и троллейбусы ЯТБ. В том числе уникальный Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 (Выпущено всего 10штук. До наших дней не один НЕ сохранился). Во время Войны на заводе производили Артиллерийский Тягач Я-12. В конце 50-х производство Ярославских автомобилей передали другим автозаводам МАЗ и КрАЗ, и с 1958 года "ЯМЗ" окончательно стал Ярославским Моторным Заводом.
"УЗМД", Ульяновский Завод Малолитражных Двигателей.
Чугунолитейный завод купца Андреева начал работать в Симбирске в 1826 году. Когда в 1870 году, в Симбирске родился, а потом быстро подрастал Володя Ульянов, завод уже активно работал. Потом, когда мальчик окончательно созреет и "Наворотит Дел", город и завод назовут его фамилией. Это будет позже. А пока, в 1916 году завод выкупил Питерский предприниматель Пузырев "Руссий автомобильный завод". После революции завод национализировали Большевики. В 1924 году, как я говорил выше, город Симбирск стал Ульяновском. В 1941 году из Москвы в Ульяновск эвакуируется часть ЗИСа. Завод становится УльЗиС и выпускает автомобили ЗиС-5 со своими двигателями. После Войны, в 50-х годах завод расширяется и расчленяется, Двигательная часть переезжает на другой берег Волги и становится "УЗМД". На заводе производят малолитражные двигатели, в основном для УАЗиков. в 1968 из "УЗМД" переименовывается в "УМЗ" Ульяновский Моторный Завод.
Гаечный ключ с клеймом "СК-4". СпецКолония №4.
ИК-4 ГУФСИН по Челябинской области. В 1963 году трудовая колония для несовершеннолетних преступников. В 2011 году перепрофилирована в Женскую Колонию №4.
Еще два ключа с криминальным прошлым.
Разновидность клейма на инструментах которые производили заключенные преступники (ЗэКи) в Исправительных Трудовых Колониях.
Гаечный ключ с клеймом АРЗ-2. Авто-Ремонтный-Завод №2. Москва.
Второй АвтоРемонтный Завод начал работать в конце 20-х годов. Он располагался в центре Москвы, улица Большая Ордынка дом 40. Основным видом его деятельности было изготовление и установка автобусных салонов на готовое шасси. Уникальность была в том, что автобусные шасси тогда не производили, и на заводе монтировали салоны на то, что Бог пошлет. Французские, Немецкие, Ярославские позже ЗиС и ГаЗ. В 60-е годы завод занимался капитальным ремонтом автомобилей М-20 "Победа" и ГАЗ-21 "Волга". Двухцветные Волги с красными крышами и задними крыльями это визитная карточка АРЗ-2. Кроме капремонта на заводе переделывали Победы и Волги из легковых в грузовички-пикапы. Завод имел право после тюнинга устанавливать на автомобиль свою фирменную табличку ВАРЗ. Этот ключ АРЗ-2 изготовлен после 1960 года.
Закончить эту статью я хочу гаечными ключами пока не опознанными.
Самые не опознанные, с загадочным клеймом, такие гаечные ключи часто встречаются на блошиных рынках. Ключи старые, ключи качественные, ключи для серьезного оборудования.
В кругу любителей старых инструментов ключи с таким клеймо приписывают Казанскому заводу АвтоСпецОборудования. Я с этим НЕ согласен... Логотип похож, это правда, но только похож...
Казанский завод АвтоСпецОборудования самостоятельно начал работать в конце 60-х годов. До этого времени он входил в Всесоюзный Трест заводов Гаражного Оборудования. -1943-1944 год это Казанский Завод АвтоГаражного оборудования "АГО". -1945-1969 Казанский Завод По Производству Гаражного Оборудования "ГАРО" и только с 1969 года, стал Казанским заводом АвтоСпецОборудования. ( Информация из Гос. Архива республики Татарстан. город Казань, ул. 8 марта. 5а) До 1969 года на инструментах должно было стоять клеймо "ГАРО".
А по ручкам этих ключей видно, что они были выпущены раньше, до конца 50-х годов. После 20-го Съезда КПСС изменился ГОСТ и ручки на гаечных ключах стали двутавровые. У меня есть своя версия. ИМХО, Это Уфимский Моторный Завод, "УМЗ". Строительство завода началось в 1931 году, в 1935 начался выпуск моторов для комбайнов. В 1940 году завод перепрофилировали в дублера Рыбинского завода авиационных двигателей. Он стал заводом №384. А уже в 1941 году завод из Рыбинска эвакуировали в Уфу, заводы объединили и Уфимский стал головным №26. Я считаю, что эти ключи были выпущены на Уфимском заводе "УМЗ" в период с 1940 по 1960 год.
На этом все. Если у Вас есть аргументированная информация по ключам в моей публикации, пишите в комментариях. Я Вам заранее благодарен.
Спасибо за внимание.