Сергей Герасимов в 50-е годы снял кинофильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Его работа покорила сердца миллионов людей по всему миру. В наше время к экранизации шолоховского шедевра обратился Сергей Урсуляк. Теперь телевидение поочерёдно показывает обе кинокартины. Приходится сравнивать.
С. Герасимов просил С.Бондарчука не снимать фильм по этой книге, на что имел полные основания. Михаил Шолохов следил за съёмками кинокартины, находился под добрым впечатлением после её просмотра. Не ведомо, какую оценку дал бы он режиссёрской работе С. Урсуляка. Но как автора наверняка задела бы за живое корректура его творения. Снимать в аранжировке позволительно шпионский детектив, любовные приключения, но не хрестоматийные произведения.
Фильм Сергея Герасимова учителя рекомендуют ученикам посмотреть с тем, чтобы они углубили свои знания. Давать такой совет в отношение фильма С.Урсуляка вряд ли стоит. Тем более сегодня, когда сочинение по литературе вновь стало обязательным экзаменом для выпускников школ. После путаницы в голове напишут несусветное, такое, что только может явиться во сне. Смешно выглядит, как Григорий с ножницами в руках делает причёску своей нелюбимой жене Наталье. Таких эпизодов в фильме предостаточно.
Смотришь работу С. Герасимова и перестаешь верить, что героев романа исполняют актёры. Ощущение от увиденного будто все они сошли со страниц гениальной книги писателя, перед твоими глазами. Когда не стало Петра Глебова, одна газета так озаглавила некролог: «Умер Григорий Мелехов». По воспоминаниям мастеров экрана, Михаил Александрович принимал участие, как теперь говорят, в кастинге актёров. Претендентов было хоть отбавляй. Великая актриса Нонна Мордюкова до последних дней своей жизни жалела, что ей не довелось исполнить роль Аксиньи. Немалых трудов стоило актёрскому коллективу, чтобы научиться без фальши гутарить. Элине Быстрицкой нести воду на коромысле далось нелегко. Людмиле Хитяевой плакать по убиенному мужу. В новой экранизации многие сцены выглядят, мягко говоря, гламурно, а следовательно, и не убедительно. Самое главное, здесь нет места колориту казачьей жизни ...
Если у художника есть потребность высказать что-то своё в искусстве, то он должен её выразить в собственном произведении, будь то литература, живопись или режиссёрская работа. Фильмы, снятые по мотивам классических произведений, в аранжировке, в угоду веяниям нового времени, искажающие авторский текст, не способствуют культуре чтения. Кино должно приобщать людей к первоисточнику, в первую очередь школьников. Отсебятина лишь отталкивает зрителей от гениальных литературных произведений. Примеры, как надо снимать классику в нашем кинематографе, есть. После показа по телевидению фильма «Идиот» в библиотеку многие зачастили, чтобы прочитать роман Ф.Достоевского. То же самое было после показа многосерийной киноленты В. Бортко, снятой по произведению М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Нынче произведение в школьной программе. Читатели восхищаются именно тем, что кинематографический язык в этом сериале приближен к книжному тексту как нельзя лучше.