Найти тему

Новые приключения Бальзаминова 2.0

 Смелое и неоднозначное обращение к А.Н.

Смелое и неоднозначное обращение к А.Н.Островскому было в самом конце Белгородской театральной лаборатории «Учуд» - этюд Артёма Михайлова по комедии «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», кратко мы по нему высказались, но поднятая тема заслуживает продолжения разговора. Перед нами не «новое прочтение» Островского, и не импровизация на его темы - это эксперимент: конфликтная ситуация XIX века, взятая у нашего классика, разыграна в сегодняшних реалиях нашей молодёжной тусовки.

Более того, в самом начале Артём Михайлов, он же исполнитель главной роли Миши Бальзаминова, говорит, что что ему не нравится этот герой у Островского, он представлен как бы «дурачком», и мы увидим сегодня совсем другого Бальзаминова. И да, перед нами явился противоположный классическому, современный студент-музыкант Бальзаминов, но... и великая комедия превратилась при этом в трагедию.

Здесь надо сказать о трагической судьбе комедии-трилогии А.Н.Островского о Михайло Бальзаминове в его «Картинах московской жизни». Драматург предварительно посылал её на отзыв своему другу писателю Ф.М. Достоевскому, он был в восторге, а вот критика уже тогда приняла Михайло Бальзаминова очень критично, и окрестила его в том числе и «дурачком». Это штамп пережил весь ХХ век и докатился до нас.

Островский в своих комедиях всегда стремится соединить комическое и высокое, его Бальзаминов смешон, но и возвышен в своих чувствах, в комедии он - «чужая собака», которая волею судьбы оказывается «между двух огней». В нём можно увидеть черты князя Мышкина из «Идиота» Достоевского, он тоже часто выглядит «дурачком» в банальных житейских ситуациях, которые мы сегодня легко развернули бы к своей пользе... Но ведь не об этом говорят в своих творениях Достоевский и Островский.

Бальзаминову, в отличие от Мышкина, не повезло, комический персонаж стали рассматривать всерьёз, великого романтика лишили его высоких мечтаний и грёз, и он превратился в глазах просвещённой критикой публики в жалкого неудачника и «дурачка». Дон Кихот Сервантеса тоже «дурачок», он с мельницами воюет, но при этом стал «иконой» испанской и мировой литературы, повезло ему с критикой... Нашему Бальзаминову повезло только с великим актёром Георгием Вициным, который сыграл в «Женитьбе Бальзаминова» именно великого романтика, воплотил хотя бы в одном фильме гениальный замысел А.Н.Островского.

Наш молодой режиссёр разделяет сложившееся мнение критики о Бальзаминове, отсюда его порыв представить совершенно другого героя, который идёт сегодня в ногу со временем. Он не романтик — он человек практический, сидит в наушниках, к компьютере, в айфоне, сочиняет электронную музыку, и... оказывается полным «дурачком» в столкновении с миром за пределами айфона.

 Смелое и неоднозначное обращение к А.Н.-2

По интернет Бальзаминову назначает свидание некая молодая особа, и это многообещающее романтическое свидание состоялось, как и у Островского, оно очень хорошо дано в этюде: молодые люди с фонариками в руках ищут друг друга в темноте. Находят и... тут же расстаются, молодая особа разочаровалась, и возвращается к своему старому ухажёру, всё ему прощает, как и у Островского. Современный Бальзаминов всё-равно остаётся в «дураках» и погружается опять в свой айфон, что сегодня романтичнее путешествия в своём телефоне?

Очень хорошо дан немногословный старый «ухажёр»: на его лице застыла улыбочка, его походочка уверенная, от него веет безразличием и скукой: куда ты денешься... Молодая особа летит на него как бабочка на слепящий свет: давно замечено, что многие девчонки почему-то то предпочитают «плохих парней»...

 Смелое и неоднозначное обращение к А.Н.-3

Этот этюд, можно сказать, «режиссёрский», в нём главное — логика действий на сцене, эффекты, создающие необходимою «молодёжную» атмосферу; диалоги персонажей уходят на второй план: какие «диалоги» сегодня у молодёжи? Молодость актёров с лихвой компенсирует недостаток опыта и «актёрства» - созданные образы запоминающиеся. Здесь главное — послание, которое делает нам посредством актёров режиссёр.

Сцены этюда разрешаются просто, даже грубо, без полутонов и рефлексий, как это часто бывает и в молодёжной тусовке, этюд содержит и одну откровенную сцену, абстрактную, но вполне понятную, и, пожалуй, в этом контексте уместную. Она уместна своей бесчувственностью, потому что полностью лишена романтики, она грубо, но на языке понятном молодёжи, говорит, что любовь без чувства сопереживания, без «дурацкой» романтики превращается в убогое пошлое действо. Она даже ужасна.

...Получился очень актуальный спектакль о части наших молодых людей, которых я вижу и слышу на улицах и в парках нашего города, как они говорят между собой, как они сидят рядом на лавочках. Этот этюд о «новом Бальзаминове» - из их жизни, они вполне узнаваемы в этой работе, похожих историй сегодня много, так было и во времена Островского, вот только сегодня молодые люди как будто бродят в тёмном доме в поисках любви с фонариками-айфонами в руках...

Виктор Каменев

Фото Константина Кошкина

04.12.2022