Собственно, нехороший холодок по спине у меня начал прокатываться еще в "свято-лихие" 90-е, кода тогдашние пропагандисты при власти, со временем превратившиеся в заслуженных либералов, завздыхали по твердой руке чилийского дядюшки Аугусто, рассказывая, как там экономика при нем процвела, и вообще... Благо, что средний, и даже пристойно питающийся россиянин того времени в Чили съездить и убедиться средств не имел, а выходы "на интернет" имели немногие счастливчики.
Вторым звоночком стало, как ни странно, намерение "догнать Португалию", озвученное величайшим из российских геополитиков, а уш когда Соловьев снял комплиментарно-документальное о дуче, то тут уже в хемингуэевский колокол бамкнуло.
Про Салазара у нас мало пишут - а жаль. Это интересная история "успешной экономики" диктатуры, дипломатических танцев на проволоке между военными блоками и вливаний в "силовиков", которые спасли от бунта, но не спасли от краха.
Салазар продиктаторствовал дольше всех в Европе - целых 40 лет: с 1928 года по 1968 -й.
Происходя из весьма зажиточных крестьян, Антониу был набожным консерватором с приличествующим его сословию чувством ранга, а в католической семинарии, куда определили его родители, он еще более укрепился в почитании "порядка, данного Господом". Правда, священником так и не стал, поступив в один из старейших европейских университетов в г. Коимбра, каковой окончил успешно и остался преподавать экономику.
"Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет" - а в начале прошлого века древо зеленело интенсивно: Европу сотрясали конфликты. В 1910 году в Португалии случилась революция, резко не понравившаяся Салазару из-за антиклерикализма и либерализма. Казалось, что народ собрался отнести все ранги на свалку истории.
Но в 1926 году ему улыбнулась удача в виде военной диктатуры генерала Гомеша да Кошты в 1926 году. Салазара да Кошта даже минфином Португалии руководить позвал - так казался силен экономист-теоретик, но не срослось. А вот через пару лет фортуна улыбнулась - в 1928 подвинувший от власти да Кошту генерал Антониу Кармона сказал, что готов предоставить Салазару контроль над всеми расходами правительства, и сделал того министром финансов. Так Салазар из теоретика стал практиком.
К тому времени Португалии, не смотря на наличие большого числа колоний, никак не удавалось выбраться из кризиса - прежние власти назанимали у Великобритании денег, и выплата по кредитам поглощала около 40 процентов поступлений в бюджет, а треть расходов приходилась на армию. На остальных оставалось ... почти ничего, но и это Салазар решил порезать, в том числе зарплаты госслужащим, врачам, учителям.
Досталось от него и колониям - в обмен на выращивание "экспортоориентированных товаров" - хлопка, кофе, какао и т.п для мужчин-африканцев в возрасте от 18 до 55 лет ввели принудительный труд практически задаром. Рабство? Рабство. А еще Салазар импортозаместил флот, потому что ранее вывоз всего нужного из колоний происходил на английских судах, а он решил вернуть португальцам славу народа-мореплавателя.
Армия рада, священство довольно. А народ? А кто его спрашивать будет? Чувство ранга где? Вы такими темпами еще и с африканцами считаться начнете...
И Салазар стал диктатором.
А рядом, в Европе, такие расцветали соседи: Муссолини, Гитлер, Франко опять же...
Оппозицию преследовали и запрещали, противники режима оказались либо в концлагере Террафал (страшное местечко на острове Сантьягу в ныне независимом Кабо-Верде), либо удалялись из жизни руками "Португальского легиона" и ПИДЕ (спецслужба Португалии - Polícia Internacional e de Defesa do Estado; PIDE, Международная полиция защиты государства).
При этом выборы в португальский парламент, как и выборы президента, проводились регулярно. Но с португальской спецификой - то есть без излишних альтернатив.
И если с Муссолини и особенно с Гитлером как-то даже душевное единение ощутилось, то с Франко не задалось: во время Второй Мировой Франко посчитал, что маленькая победоносная война с Португалией не продлилась бы долго, зато отвлекла бы испанцев от внутренних проблем в стране.
Какая, право, неблагодарность! Ведь именно в Португалии были тыловые базы Франко. От 8 до 12 тысяч португальских добровольцев сражались на его стороне в Гражданской войне в Испании.
Пауки в банке такие пауки.. Но Салазара защитил Гитлер, а точнее - нужда Третьего Рейха в вольфраме - между 1940-м и 1944 годом Португалия добыла 22 тысячи тонн, а по торговому соглашению с Германией 1942 года, немцы имели гарантию на поставку 2800 тонн руды ежегодно. Вольфрам для военной машины Рейха оказался залогом неприкосновенности со стороны испанского каудильо и нежного интереса со стороны союзников по антигитлеровской коалиции. И еще - острова. Заманчивые португальские островки в Атлантике. Столило Рейху получить заслуженное под Сталинградом, как проворный Антониу провёл успешные переговоры с США и Великобританией о предоставлении им военно-морской и авиационной базы на Азорских островах.
В выборе между стульями главное - вовремя переместить тыл.
Но вольфрам Салазар все ещё поставлял Германии. За золото. До конца поставлял. Золото лишним не бывает.
А вот после окончания Второй мировой бюджет Португалии снова затрещал - золота от Германии не было, а кормить силовиков было надо, и тем лучше кормить, чем больше восставали колонии против португальского владычества.
Ранги, установленные белыми колонизаторами африканцев не устраивали однозначно. Приходилось применять силу. Да еще и ООН образовавшаяся всячески палки в колеса вставляла - в 1963 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала от Португалии ускорить процесс предоставления независимости своим колониям. Это требование поддержали США и Англия (!!!) и Советский Союз, со странами соцблока, естественно, Франция воздержалась (сказались фантомные боли по Алжиру), а Испания и Южная Африка проголосовали против.
Но бурлило и до этого: феврале и марте 1961 г. в Анголе начались волнения местного населения, жестоко пресеченные властями: около 20 тыс. африканцев погибло, 170 тыс. были вынуждены спасаться бегством в Конго. В 1962 г. началось восстание и в другой колонии — Мозамбике. Там в ход пошли ковровые бомбардировки. Но дух мозамбикцев это не сломило.
Под занавес правления Салазара для ведения колониальной войны в Африке Португалия была вынуждена выделять на это ровно половину бюджетных средств, а срок службы призывников увеличился до 4 лет, и экономика этого бремени просто не выдержала.
И тут Салазару в последний раз повезло - у него случился инсульт, и после него Салазара мягко отстранили от принятия каких-либо решений. Доживавший свои дни старик получал газету, печатавшуюся в одном экземпляре, специально для него с новостями об успехах, победах и прорывах.
Реальность была иной.
Через 4 года после его кончины, в апреле 1974 г. в Португалии произошла «революция гвоздик». После падения режима Салазара в Португалию вернулись сотни тысяч беженцев, которые не могли нормально жить в стране при Салазаре – с середины семидесятых до начала восьмидесятых годов население маленькой Португалии увеличилось более чем на миллион человек.
Когда после "революции гвоздик" у бывших членов ПИДЕ спрашивали о том, почему он делали, то, что делали по отношению к оппозиционерам и недовольным, эти люди отвечали: "Для меня Салазар воедино спаялся с Отечеством". В 2007 году Салазар был самым популярным политиком Португалии. Вот только с колониями уже увы..
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.