Найти в Дзене
Мастерская гараж.

Автокомпрессор ТЕМП 80-х годов. Обзор и разбор.

Попался мне в руки вот такой старый автокомпрессор ТЕМП производства П. О. "Завод имени М. И. Калинина".

Со следующими техническими характеристиками:

- Номинальное напряжение питания 12 В

- Максимальное давление 2,5 атм. (245кПа)

- Режим работы 10 мин/20 мин

- Тех. условия ТУ - 84 - 90981

- Сделано в СССР

Цена изделия на момент его изготовления составляла 64 рубля. Сравнительно большие деньги. Если перевести на нынешний курс, что то около 14000 рублей.

Компрессор представляет собой изделие, выполненное в пластиковом корпусе, с ручкой для переноски. В корпусе прячется не только сам компрессор, но и воздушный рукав со штуцером для накачки колес, два переходника с зажимом для провода и сам провод питания компрессора со штекером для прикуривателя.

Материал корпуса тонкостенный сделан из пластмассы. Если сравнивать с современным стеклопластиком, то довольно ломкий.

-2

Есть манометр со шкалой от 0 - 2,5 кгс/см2 с точность 2,5. На фотографии ниже хорошо видно год изготовления манометра 1982. Примерно этот же год и год изготовления самого компрессора. Скорее всего 1984.

-3

Провода питания дубовые, легко трескающиеся на морозе. Сделаны из многожильной медной проволоки, сечение где то 0,5 мм2. Само крепление проводов надежное болтовое.

-4

Непосредственно сам компрессор выполнен довольно добротно. В корпусе он фиксируется с помощью болтов через бумажные прокладки в трех точках. Причем крепежные болты вкручиваются не в пластик, а в вплавленные в корпус медные резьбовые втулки. Значит вероятность испортить резьбу нулевая.

Красным отмечены места крепления компрессора к его пластиковому корпусу. Также хорошо видны медные втулки вставленные в пластиковый корпус.
Красным отмечены места крепления компрессора к его пластиковому корпусу. Также хорошо видны медные втулки вставленные в пластиковый корпус.

Головная часть компрессора выполнена из алюминиевого сплава и сама по себе довольно легкая. В отличии от электродвигателя весящего около 2 килограммов. Имеются мощные ребра охлаждения с большой по площадью поверхностей охлаждения.

-6

Принцип работы компрессора довольно интересен воздух для сжатия подается снизу компрессора через поролоновый фильтр. В камеру сжатия он поступает через отверстия в поршне.

Хорошо виден поролоновый фильтр прикрепленный к нижней алюминиевой крышке компрессора. Крышка крепится к нижней части компрессора с помощью 2-х болтов.
Хорошо виден поролоновый фильтр прикрепленный к нижней алюминиевой крышке компрессора. Крышка крепится к нижней части компрессора с помощью 2-х болтов.

При работе компрессора сжатому воздуху из камеры не дает выходить наружу обратный клапан. Который расположен в самом поршне. И выполнен в виде грибка. Он открывается при ходе поршня вниз (на всасе) и закрывается при ходе поршня вверх (сжатие). Решение не очень хорошее для балансировки, но вполне рабочее для такого рода компрессоров.

В современных компрессорах не только автомобильных. Применяются пластинчатые клапана. И при сравнении с клапаном данного компрессора, они проигрывают ему как по скорости и(или) объему наполнения воздухом камеры сжатия компрессора, так и по надежности. Объясняется это наличием четырех отверстий вместо одного как у пластинчатых клапанов.

Устройство и принцип работы компрессора ТЕМП.
Устройство и принцип работы компрессора ТЕМП.

Если рассматривать поршень более подробно. Видно что он состоит из шатуна выполненного совместно с поршнем. В виде одной детали. На поршне установлено сферическое самоустанавливающееся фторопластовое уплотнительное кольцо. С ступенчатым замком. Внутри цилиндрической камеры компрессора оно находится в сжатом состоянии. За счет такого технического решения можно уменьшить утечки воздуха и компенсировать износ самого уплотнения. В шатуне запрессована бронзовая втулка для вращения на коленчатом валу. Все выполнено на высоком техническом и инженерном уровне с большим запасом по прочности и долговечности.

-9

Коленвал представляет собой напрессованный на вал ротора электродвигателя металлический противовес. С запрессованной уже в него стальной осью. В самом балансире есть винт для точной балансировки шатуна с поршнем.

Хорошо виден балансировочный винт.
Хорошо виден балансировочный винт.

Верхний обратный клапан расположен на головке блока поршня. Закрывается он при всасе и открывается при сжатии воздуха. Материал изготовления, какой то пластик. Герметизация между клапаном и корпусом цилиндра осуществляется через запрессованное в корпус алюминиевое седло. Пружина верхнего клапана конической формы. Что позволяет увеличить срок службы клапана.

Сам электродвигатель довольно мощный. За счет большого диаметра у него хороший крутящий момент. Большой вес, около 2 кг, говорит о том что медь на него не жалели, а значит перегрев ему не страшен. Электродвигатель выполнен в закрытом, но не герметичном, толстостенном металлическом корпусе. Корпус состоит из двух половинок стянутых между собой двумя шпильками диаметром М5 мм.

В первой половинке находится статор с ротором. Статор отлично бронирован, хоть это и лишнее. Так как корпус не имеет вентиляционных отверстий, а значит закрыт от грязи и пыли он защищен на 100 процентов. Ротор не бронирован. Он установлен в корпусе на подшипниках скольжения (бронзовых втулках). Обмотки двигателя медные.

-12

Во второй половине установлены две шахты для угольных щеток. При сборке с их установкой придется повозиться. Поможет в этом малярный скотч.

Смазав поршень и все бронзовые втулки смазкой Литол 24 с добавлением сульфида молибдена. Собираю все обратно.

После сборки электродвигателя. Путем вращения коленвала вручную Нужно убедиться что не зажат его ротор. Если зажат нужно ослабить стяжные шпильки соединяющих половинки корпуса электродвигателя.

Если сравнить с современными моделями, в основном китайского производства. Компрессор выполнен на очень высоком инженерном уровне. С мощным и высокомоментным двигателем. Качество изготовления нареканий тоже не вызывает. Оно и понятно: спроектирован и изготовлен он был на оборонном заводе.

Из минусов стоит отметить только плохой провод питания, тонкий пластиковый корпус и неудобство замены щеток.

Я думаю что по качеству и главное по применяемым техническим решениям он лучше хорошо известного BERCUTа.

Выявлены неудобства (плохие провода, старый воздушный рукав и т.д.) я частично устранил. О чем идет речь в продолжении этой статьи: "Модернизация автомобильных компрессоров."

-14

Обзор на другие компрессоры:

- Автокомпрессор Агрессор AGR 30. Обзор и разбор.

-Модернизация автомобильных компрессоров