Родительские провокации часто выглядят как невинные вопросы, например, такие, как в заголовке.
Из рабочего процесса:
Ребенок пошел в школу в этом году. Вроде бы поводов для беспокойства нет. Но не могу остановиться, постоянно спрашиваю его, хочет ли он в школу, нравится ли ему там. Наверное, я ему этим мешаю?
С началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый жизненный этап. От родительского внимания и понимания зависит очень многое. Родители могут как способствовать школьной адаптации, так и мешать ей. Сегодня предлагаю сосредоточиться на такой мелочи, как вопросы, которые родители обычно задают ребенку, когда он начинает ходить в школу.
Родителям свойственно тревожиться о состоянии ребенка. Начало школьного обучения ассоциируется с вступлением в более взрослый период жизни, что в общем-то так и есть. Поэтому родителям очень хочется, чтобы ребенку нравилась школа, у ребенка было бы желание туда идти каждое утро. Поэтому в детско-родительском обучении появляется вопрос: «Ты хочешь ходить в школу?» Утвердительный ответ на этот вопрос имеет для родителей важное значение.
Конечно, замечательно, когда радостный ребенок с улыбкой отвечает: «Да, мама!». Все спокойны и довольны. Но давайте рассмотрим, что происходит, если у ребенка нет желания идти в школу. Важно понимать, что в основе нежелания может лежать все, что угодно – диапазон здесь невероятно широк от конфликта с одноклассниками до недопонимания конкретной темы по какому-либо предмету.
Кроме того, большое значение имеют собственно детско-родительские отношения. Может ли ребенок маме открыто сообщить о том, что не хочет идти в школу? Или мама будет так расстроена, что лучше и безопаснее ей сказать так, как она хочет слышать? Ответы на эти вопросы зависят от степени доверительности между взрослым и ребенком, а также готовности взрослого конструктивно подходить к решению этого вопроса. Если мама сразу же принимает сторону учителя или одноклассников, не вникая в ситуацию: если учитель так сказал, значит, так и есть. Или неужели сразу все одноклассники могут быть не правы? Значит, ты их чем-то спровоцировал. Тогда лучше конфликтовать в школе, чем дома, - решает ребенок.
Еще один важный момент: на что влияет желание или нежелание ребенка идти в школу? Может ли он, если не хочет, не пойти в школу? Если нет, то скорее всего вопрос имеет подтексты и скрытые смыслы, которых, как выяснилось здесь может быть найдено с избытком.
Таким может быть ход детских рассуждений.
Теперь взгляд с родительской стороны. «Хочешь ли ты идти в школу?» - это вопрос, который предполагает прояснение детского желания, его наличие. Хорошо, если желание есть. Что делать, если желание пропадает? Задавая этот вопрос, нужно быть готовым к тому, что придется активно включиться в происходящее, поговорить со многими людьми и принять множество решений, возможно, переоценить семейные традиции и правила. Если с желаниями ребенка в семье особо считаться не принято, но нежеланию идти в школу придается большое значение, то ребенка такая ситуация может дезориентировать, например, укрепить его в убеждении, что он родителям интересен только когда:
1. Идет против системы
2. Имеет проблемы
3. Страдает от дезадаптации
4. Еще что-то подобное.
К сожалению, довольно часто этот вопрос становится частью мониторинга детского состояния с целью проверки: «правда ведь, я хорошая мама, я выбрала прекрасную школу и замечательного учителя»? Отрицательный ответ негативно влияет на родительскую самооценку, поэтому звучать не должен.
Поэтому, задавая ребенку вопрос: хочешь ли ты идти в школу? – важно отдавать себе отчет – что я прямо сейчас делаю? В самом ли деле меня сейчас интересуют детские желания? А чего прямо сейчас хочу я, мама, когда спрашиваю ребенка, хочет ли он идти в школу? Размышления, запускаемые этими вопросами, позволяют переключить собственное внимание и перестать транслировать ребенку родительское беспокойство.