Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Военный лётчик. Исповедь после полётов. Византийщина.

Оглавление

Игорь Теряев

ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ СИСМЕЕВ

(Продолжение. Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/voennyi-letchik-ispoved-posle-poletov-kamen-na-kamen-638b678cab85c31e30c911b8 )

«Византийщина», это такое пренебрежительное слово, которое имеет в своем контексте множество значений. «Византийщина» присутствует в архитектурных формах церковных куполов, пришедших к нам с христианством из Византии. В несметных богатствах и роскоши. В тонкости и витиеватости, в интригах дипломатии. В заговорах и покушениях и многом, многом другом.
В этой главе, «византийщина», будет означать подлость, предательство и лицемерие.
Методы руководства нашей фирмой в некоторой степени были схожи с методами управления при византийщине. Генеральный директор собрал вокруг себя некую группу приближенных и прикормленных руководителей СТО, которые его постоянно поддерживали, помогая проталкивать на «Советах директоров» многие решения, противоречащие интересам коллектива. Остальная масса директоров оказалась в виде «планктона», который бездумно шел за этими заговорщиками. Вольнодумие, в директорской среде, не допускалось и, более того, каралось, вплоть, до увольнения. Почувствовав свою силу, Генеральный начинал интриги и подковёрную борьбу с теми сильными руководителями подразделений, которые самостоятельно развивали свои предприятия, устанавливали прямые связи с горьковским автозаводом и производителями автозапчастей в Украине, Беларуси и других регионах. Чувствуя, что эти успешные люди уходят из под его влияния, он сперва отдалял их от себя, выводя из состава «Совета директоров», а потом откровенно и открыто начинал вести против них борьбу. Так было с В.В. Уличем, директором Тернопольского СТО, считавшимся  «старостой» или главным представителем Генерального в западном регионе. Василий Васильевич, фактически организовал сеть СТО во всех областях Галиции. Он в свое время нашел и привел на фирму людей, которые смогли, предоставив свои производственные площади, открыть на них новые производственные подразделения, создавая сеть автотехобслуживания автомобилей марки «ГАЗ» на Украине.
Как правило, такие наезды осуществлялись на тех директоров у которых станции были уже построены или находились в стадии доводки и при этом успешно вели свои дела. Это были Э.Фаренич в Мукачево, А.Романовский в Одессе, В. Слипченко в Мерефе, А. Хуторной в Кривом Роге, В. Пильгуй в Донецке. Для того чтобы связать и не допустить раскола, а так же отделения колеблющихся и не видящих особой помощи от Центра, он приказал всем директорам провести регистрацию земельных участков их СТО на имя Фирмы. «Лохи» поддались, а думающие, просчитав этот его длинный и коварный ход просто проигнорировали указание. Чем навлекли на себя гнев и затаенные подозрения.
Чистейшим проявлением византийщины, являлся его метод устранения директоров. В Центре келейно издавался один приказ об отстранении директора от должности с указанием надуманных просчетов и нарушений. Тут же издавался второй приказ о назначении на освободившуюся должность какого-то нового руководителя, как правило  человека со стороны. Что бы самому не участвовать в этом позорном действе и не глядеть в глаза тем, с кем вчера «целовался не только в засос, но и в десны», а сегодня, необоснованно снимаемом с должности, Генеральный всю эту процедуру поручал главному инженеру А.В. Мудрицкому.
Мудрицкий брал эти приказы, а так же меня за компанию и для большей официальности и представительности нашей миссии и мы вдвоем, на автомашине, ехали снимать «проштрафившегося директора», а также отбирать у него построенную его кровью и потом станцию. Прибывали мы в Мукачево, Тернополь, Одессу, Донецк, Кривой-Рог и другие города, как правило, без предупреждения. Вручали директору под роспись копию приказа об освобождении его от занимаемой должности и, получив в ответ «ДА ПОШЕЛ ОН НА Х….», спокойно и без скандала общались с «отстраненным».
Эти открытые люди, с которыми мы провели не один год совместной работы, понимали, что нам выпала доля плохого вестника и только. Что не в нас «собака зарыта», а что в Киеве сидит главный «бешеный пес», готовый на любую подлость.
Признаюсь честно, что из шести или восьми станций на которые нам выпало выезжать с подобными миссиями, мы нигде никого не сняли, и ничего не отобрали. Но зато везде получали вполне адекватную и абсолютно одинаковую ответную реакцию: «ДА ПОШЕЛ ОН НА Х….» Очередным примером «византийщины» явился случай, совершенно противоположной направленности. В городе Макеевка у нас была СТО, которой командовал приближенный, «ну, очень приближенный» к Генеральскому корыту А.В. Христофоров. Станция успешно работала, долгов у нее не было и ее всегда ставили в пример всем остальным. И вдруг, в один прекрасный день, как гром среди ясного неба, прозвучало, что Макеевская станция закрывается и выходит из состава фирмы. Мотивировка была такой. Что якобы шахтоуправление «Макеевуголь» отказало СТО в дальнейшей аренде и требует переезда станции в другое место. Но я-то точно знал, что эти помещения переданы на баланс нашего центра и никакого договора аренды не существует. При этом нам объявили, что Макеевская СТО не теряет с нами экономических связей и будет как и прежде через нас снабжаться запасными частями и оборудованием. Вывод был один. Генеральный вместе с Христофоровым решили замутить и делить прибыль от станции в своих личных интересах ничего не бросая в общий котел.
Где то в марте 1992 года меня вызвал к себе в кабинет Генеральный директор и, представив присутствующего там мужчину, сказал, что это В.А. Слипченко директор Мерефянской СТО принимаемой нами в состав фирмы. С Валентином Александровичем мы прошли ко мне в отдел, где пообщались поближе, и я ознакомил его с существующей у нас системой отчетности и снабжения. От него я узнал, что он хозяин созданной им станции, которая функционирует уже более трех лет. Что у него налажены прямые отношения с горьковским автозаводом по поставке запасных частей. Что станция рентабельная и дает прибыль. Одним словом все хорошо, за исключением пустяка - наезда местных властей, требующих непомерного отката. Для того что бы не кормить мироедов, он специально вступает в состав нашей фирмы, тем самым переводит стрелки на Киев. Валентин был грамотным специалистом, хорошо владел как технологиями производства, так и основами экономики и бухучета. В беседе он рассказал мне, что после Чернобыльской трагедии, помог нашему Шефу получить в радиационночистой Мерефе участок земли, где тот построил большой современный дом. Рассказал, что с вступлением его в состав фирмы у него, еще больше обострятся отношения с директором Харьковской СТО МИ Завадой, который является неофициальным смотрящим за северо-восточным кустом СТО, харьковской, полтавской и сумской областей. Они с ним были конкурентами и недолюбливали друг друга,
          - А сей час, Миша, вообще сядет мне на голову,- сказал он.
        Валентин мне очень много помогал в приобретении ремонтного оборудования, выпускаемого предприятиями Харькова. Со временем его опасения, что М.Завада будет его жрать стали иметь под собой реальную почву. Харьковский смотрящий постоянно совал ему палки в колеса и нашептывал Генеральному. По указанию генерального я выезжал вместе с бухгалтерской проверкой на СТО в Мерефу, но ничего предосудительного мы там так и обнаружили.  Когда была поставлена задача по получению актов на землепользование, Валентин понял, куда это может привести и высказал свое мнение, которое доброжелатели донесли до ушей шефа. По документам имеющимся у меня, я знал, что запасными частями Мерефа по-прежнему продолжает снабжаться напрямую из Горького, доставляя их своими собственными Камазами. При работе на станции я видел его склады, которые выгодно отличались от складов других СТО, большим количеством дефицитных запасных частей. Валентин не гнушался, сам лично с водителями Камазов ездить в Горький, где, благодаря своим еврейским или молдавским, а может молдавско-еврейским талантам, умел в службе снабжения ГАЗ доставать то, что ему было нужно, а не весь тот бросовый мусор, который регулярно привозили нам наши снабженцы. Генеральный решил наказать непокорного директора и вместе с М.Завадой разработал тайную операцию, которую должен был провести я вместе с бригадой, состоящей из двух бухгалтеров и двух снабженцев нашей службы. Для этого нам даже выделили два легковых автомобиля. Генеральный вызвал меня к себе в кабинет и заявил, что я завтра рано утром должен выехать на пару дней в командировку, где возглавить рабочую группу. Он мне дал список лиц, которые со мной поедут, сказав, что выезжать придется рано утром, где-то в районе 7 часов. О маршруте и цели поездки он мне скажет перед самым отъездом. Я обзвонил своих попутчиков и объяснил им то, что мне стало известно из слов Генерального. А от него, мне пока было, не известно «НИ
 ХРЕНА». В половине седьмого, когда вся группа была в сборе, я пошел к генеральному узнать куда и для чего мы едем. Войдя в приемную, я через приоткрытую дверь кабинета, услышал его разговор:
          -… Они сейчас выезжают. Он пока не знает, куда и зачем едет. Двумя легковыми машинами. Ты их встречаешь в районе Песочина и оттуда едешь прямо к Слипченко. Там опечатываешь оба его склада и сразу же начинаешь погрузку запасных частей. Всех. Всех до, единой. Смотрите, что бы бухгалтера все внимательно внесли в ведомости, что бы потом не было прецедента, и он не заявил, что все разворовали. Да. Всё вывозишь к себе и будешь им работать. Я тебе сказал. Никому другому, только тебе. Грузовики у тебя есть? Одного «газона» будет маловато. А впрочем, у него же есть два камаза. От моего имени прикажешь, что бы он дал их для перевозки, Ну, смотри сам, что бы все прошло так, как мы с тобой договаривались. Давай, Я его сейчас проинструктирую куда ехать, а ты уже на месте расскажешь, чем им заниматься. Распоряжение? Я ему его сейчас отдам в запечатанном конверте.
        Из этого разговора я понял, то наша миссия будет состоять в бандитском налете и «ограблении склада» запчастей на СТО у Слипченко. И что всю эту пакость замутил не кто иной как гнус Завада, а Генеральный его поддержал. Я быстро поднялся в свой кабинет, нашел в телефонном справочнике квартирный номер Слипченко и, позвонив ему, предупредил, о том, что против него затеяно. Спросонья он сперва  это принял за розыгрыш, а потом, когда врубился, понял что это не шутки и сказал, что  сейчас же примет экстренные меры.
Выехали мы без четверти семь. Путь длиной в 470 км по хорошей дороге мы на двух «Волгах», вместо пяти часов, проделали за восемь. Со мной в машине кроме водителя ехали две женщины бухгалтера. В районе Полтавы я сказал водителю, чтобы он остановил автомобиль и проверил почему поднялась высокая температура в радиаторе. Водитель Толя Готовченко, удивленно посмотрел на меня, но тем не менее остановился. «Охлаждались» мы минут сорок. Вторую, такую же остановку, сделали у села с двусложным названием, но в котором присутствует слово «Богачка», там еще рядом коннозавод. К Песочину подъехали около трех часов дня.
Завада, за долгое время ожидания извелся на желчь. Я во всем обвинил машину, а водитель завгара, который вот уже которую неделю не дает ему для замены в системе охлаждения новый сильфон-термостат.
       - Михал Иваныч, чем будем заниматься дальше? Спросил я его.
       - Вот когда приедем на место, там все и узнаешь. А теперь держись и следуй за мной. Да. Ты конверт от генерального получал? Давай его сюда.
       Такой конспирации, во времена отсутствия мобильной связи, я от Завады не ожидал. Вероятно, велико у него было желание захватить целый склад дефицитных запасных частей. Через час мы въехали во двор СТО Мерефа. В цехе рабочие спокойно обслуживали автомобиль клиента. Бухгалтерша на своем месте писала какие-то бумаги, а директор СТО ВА Слипченко, спокойно играл в шахматы с каким-то мужиком. Увидев Заваду и нас при нем, Валентин расплылся в улыбке со словами
         - Михал Иваныч, в кои то веки, да еще с дорогими гостями, соизволили пожаловать. Чем обязан столь высокому вниманию? Вам что? Чай, кофэ, а может шампанское с коньяком и девочками?
        Завада, чувствуя себя королем положения, заявил.               
- Вот тебе, Валентин Александрович, привет от генерального. Там все написано, и про чай и про кофе, и про шампанское с коньяком и еще про кое-что - сказал он и протянул Слипченко запечатанный конверт.
Валентин вскрыл конверт. Достал из него распоряжение, подписанное генеральным, и для убедительности закрепленное круглой печатью. Внимательно прочел и изумленно сказал.
         - Что-то я не пойму, о каких запчастях идет речь? Где это вы их с Прищеповым видели?
        - Ты не придуривайся. Ты еще нам сейчас машину для перевозки выделишь - с ехидной улыбочкой, торжествуя сказал Завада. – Давай Валентин, вызывай зав склада и пойдем смотреть, что у тебя там есть.
      - А чего мне его вызывать. Он вот перед вами. Егорыч, доставай ключи, и пойдем, покажем дорогому гостю, чем мы сейчас располагаем.
       Егорыч (шахматист) встал мы пошли за ним и Слипченко следом. Завада шел торжествуя и предвкушая победу. И каково было его удивление, и как из ехидно улыбающейся его рожа стала вытянуто-лошадиной, когда после открытия складской двери, он увидел пустые полки стеллажей, да какую-то мелочевку в ящике стоящем на полу. Аналогичная картина была и во втором складе. Правда, здесь на полке была куча ветоши, какая-то роба сварщика, немного инструмента, да пустые бочки из-под масла.
         - Ну, что Михал Иваныч, отсосал? Позвони Генеральному и посоветуй сделать то же самое. Хрен вам, а не запчасти – теперь уже торжествуя, заявил Слипченко.               
Операция «ограбить склад» с треском провалилась. Я не знаю, догадался ли Прищепов, почему Слипчкенко сыграл на опережение. И кто его предупредил? Ведь распоряжение на передачу запасных частей печатала лично сама Леонида Антоновна, даже не доверив годами проверенной машинистке. А я в данной ситуации «скрысятничал» из-за принципа, что у нормального мужика-труженика негодяй Завада хотел на шару забрать дефицитный ремфонд и на этом устроить свое благополучие.
Потом, при последней нашей встрече, когда Слипченко приехал к нам на фирму забрать свою трудовую книжку, он рассказал мне как воспринял мой ранний звонок. Как поднял по тревоге всех своих работников и как организовал вывоз запчастей в другое надежное место. Когда я ему поведал о двух вынужденных остановках, для «охлаждения двигателя» он мне еще раз сказал «спасибо».
        -Ты знаешь, мы закончили вывоз запчастей, буквально за полчаса до вашего приезда. Без этих твоих остановок мы бы не успели, а так все получилось отлично.
         Мы с ним расстались друзьями. За сделанное мной, он отблагодарил меня тем, что в годы сплошного дефицита, приобрел за мои деньги и организовал из Харькова доставку большого цветного телевизора «Березка», который проработал безотказно более 10 лет. Нормальные люди за добро, всегда платят добром.

(Продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Игорь Викторович Теряев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен