Чем больше мы погружаемся в капитализм, тем отчётливее между врачами и пациентами проступают товарно-денежные отношения и юридические трения. Независимо от того, нравится нам это или нет. В эпоху брежневского застоя узнать всю правду в случае возникновения осложнений или летального исхода было не так то просто. Да и никого это не удивляло. Потому что в те времена у государства была абсолютная монополия на информацию. Всевозможные ведомства умели хранить свои тайны. Медицинское сообщество не было исключением. Властям нужна была красивая картинка, в которой не было места врачам убийцам, анестезиологам-наркоманам, хирургам-самоубийцам, уставшим и бедным медсёстрам, маргинальным санитарочкам. Наркомании, как известно, в Советском Союзе не было. Помню, как на ночном дежурстве в 1980 г. медсестра Аня катала ночью кровати с бабушками из отделения хирургии. Испытывая в 3 часа ночи небывалый прилив энергии, она меняла местами тяжеленные металлические старомодные койки на маленьких скрипящих колёсиках. Колёсики ржаво скрипели и рвали линолеум в палате. Тогда я был студентов 2 курса, для расширения кругозора начал подрабатывать медбратом, мало что понимал в жизни и во все глаза смотрел на это ночное "действо". Медсестра Аня поведала мне тогда, что бабушек вместе с койками нужно "менять в палате местами". Чтобы им интереснее было общаться. Типа борьба с сенсорной депривацией (когда у пациента катастрофически мало внешних раздражителей). Бабушки были, конечно, довольны. Им редко выпадало такое внимание. Но Аня оказалась морфинисткой и бабушкины ночные "традиции" быстро закончились. Морфин тогда строго не контролировали. Ну не было тогда в стране наркомании!
Многое изменилось после того, как коммунистическая модель была заменена на либеральную. Откуда-то появились толпы наркоманов, ВИЧ инфицированных больных и прочих представителей андеграунда. По стране прошла эпидемия сифилиса и туберкулёза. Стало можно открыто критиковать власть, лепить из воска смешные фигурки Ельцина и Горбачёва. Вскрытие гнойников, накопившихся в эпоху "застоя", происходило повсеместно. Страна проходила болезненный процесс самоочищения. Этот процесс не обошёл стороной и медицину. Выяснилось, что лучшая в мире советская бесплатная медицина по многим параметрам отстаёт от дорогой "западной" медицины. И началось...
Если говорить о медицине на границе эпох, ветер перемен коснулся каждого. У пациентов появилось право выбирать медучреждение и свободно критиковать в газетах нерадивых врачей. Позже прошли кампании по борьбе с алкоголизмом. Справедливости ради следует сказать, что во времена "застоя" врачи пили не в пример больше, чем сейчас. Пили от безысходности, нехватки медикаментов и от потолка по зарплате. Нельзя было работать больше, чем на 1.5 ставки. Трудовой кодекс, понимаешь, забота о трудящихся. Сейчас пить в медицине стали меньше, так как пить стало банально некогда. Или наоборот, как в анекдоте, не на что. Да и невыгодно стало пить. Здоровье в условиях выживания стало стоить очень дорого. Либералы перестали нянчиться с народом. Но зато теперь стало можно пахать хоть на 5 ставок. Чем и воспользовались доктора и медсёстры. Как грибы после дождя начали появляться медицинские кооперативы всех мастей, всевозможные платные кабинеты и операционные, расположенные на первых этажах жилых домов, зачастую прямо на территории обычных районных поликлиник. Тогда же прошёл целый вал летальных исходов и осложнений, связанных с плохо организованной работой частных кабинетов и операционных. И вот тут то и узнал народ, что за летальный исход и опасные для жизни осложнения можно получить приличные деньги, а врача засадить в тюрягу. Невероятное количество медицинских юристов, появившихся в эпоху перестройки, начало отстаивать права пациентов. В крупных медучреждениях начали появляться видеокамеры. Монополия медицинского ведомства на истину в последней инстанции была разрушена. Братки расправлялись с нерадивыми акушерами-гинекологами, стоматологами и прочими любителями негосударственных денег. Помню, как в нашу больницу привезли умирающую молодую жену местного криминального авторитета. Молодой гинеколог вызвался принять у неё роды на дому. В бурные нулевые это было очень модно. И, как выяснилось, очень опасно. Молодая жена авторитета умерла почти сразу после поступления в нашу реанимацию. В результате массивного кровотечения. Привезли слишком поздно. Гинеколог, молодой кучерявый еврейчик, сидел в зале ожидания между двумя братками бледный, как бумага. Потом он исчез. Никто его больше не видел. Нигде и никогда.
Дурак, конечно. Разве профессионалы так делают...
Работая в те времена медицинским экспертом, я столкнулся с большим количеством осложнений и летальных исходов, возникающих зачастую именно в частных клиниках. Потому что на фоне шальных денег некоторые врачи брали на операции всех подряд, не глядя на тяжесть сопутствующей патологии, не ведая страха, не проводя дополнительные обследования.
И вот тогда, работая не только экспертом, но и анестезиологом в крупной клинике, куда привозили тяжёлых пациентов из частных шарашек, я задумался - а ведь родственники пострадавших и погибших от рук нерадивых врачей. имеют абсолютное и неоспоримое право наказать нерадивого, легкомысленного доктора и получить большую денежную компенсацию. Безусловно, в те времена были и неплохие частные клиники. С отличными специалистами. Но речь сейчас идёт о двух различных категориях - о криминале и о врачебной ошибке.
Так как же наказать врача правильно?
На Диком Западе давно уже решили эту проблему. Врача, который ненадлежащим образом выполнил свои профессиональные обязанности и проявил опасную для жизни пациента халатность, чаще всего наказывают жестоко и сурово. Заводят уголовное дело, лишают права заниматься врачебной деятельностью. Вместе с тем врачебная ошибка там не является чем-то запредельно невероятным.
Медицинская ошибка является третьей по численности причиной наступления смерти в США. Всего за год в США умирает около 251 тыс. человек только от врачебных ошибок.
В отличие от халатности, врачебную ошибку на Диком Западе приняли как неизбежность, и не считают преступлением!
И учитывая неизбывное и повсеместное желание пациентов и их родственников наказывать врачей, юристы перевели эту проблему в плоскость страховой медицины. Не сажать же всех подряд хирургов, анестезиологов и акушеров-гинекологов в тюрягу за добросовестное заблуждение или непреднамеренное причинение вреда здоровью пациента. Это непоправимо дорого обойдётся государству. Например анестезиолог или хирург в США учится не менее 12 лет. Каждый день они делают разрезы, прокалывают стенки магистральных сосудов, останавливают сердца, чтобы их потом снова заставить работать. Поэтому все эти ребята платят страховым компаниям очень хорошие деньги, а те в свою очередь защищают их на судебных процессах, нанимая опытных адвокатов, и заодно выплачивают пострадавшим ещё более хорошие деньги. За один летальный исход можно получить миллионы долларов. компенсации. Зарплаты правда у анестезиологов и хирургов там неприлично большие. От нищебродов ведь какая польза? Ну так это дело ведь мы переживём? Или нет? В противном случае если в России принять строгий закон и садить в тюрьму всех докторов за врачебные ошибки, не оставляя им возможности расплатиться за осложнения, то молодые специалисты, особенно врачи, которые отучились 8 лет и которым придётся выполнять всю жизнь инвазивные процедуры (хирурги, анестезиологи, акушеры-гинекологи), сразу же после окончания ординатуры могут спокойно подыскивать себе местечко на нарах. И кто же от этого выиграет в условиях хронического дефицита врачей? Жаждущие мести недолеченные пациенты? Тысячи больных с сердечной патологией в очереди на операцию? Или может быть онкологические больные, где в очереди счёт идёт не на месяцы, а на дни? Государство? А может быть мигранты из Средней Азии, плохо знающие русский язык и по ускоренной программе получившие российское гражданство?
Ответы на эти вопросы мы узнаем очень скоро...
А пока на фоне острой нехватки врачей в регионах мы продолжаем увеличивать количество обвинительных приговоров по поводу врачебных ошибок. Забывая, что нулевого процента осложнений при операциях нет ни в одной клинике мира