Все знают про величественные 3 пирамиды - Хеопса , Хефрена и Микерина . Самая высокая конечно Хеопса - ее высота 146 метров . Рядом с пирамидами находились гробницы придворных и родных фараона - Мастаба .
Некрополь (мертвый город) ,включая гигантские сооружения возводились в эпоху Древнего царства . В эту пору уже сложились изобразительные каноны ,которые будут служить народу ,можно сказать,вечность. А все это связано с тем ,что искусство самого Египта было составной частью культа мертвых , заупокойного ритуала . Искусство тесно связано с религией !
***Периодизация (общепринятая )***
- Древнее царство 2900-2270 до н.э
- Среднее царство 2100-1700 до н.э (в промежутке между Средним и Новым царством Египет переживал период распада на отдельные номы
Ном - административная единица в Древнем Египте.
- Новое царство 1555-1090 гг. до н.э
Если говорить о египетских богах - то их культ - культ зверям .
Покровитель умерших Анубис с головой шакала
Тот - бог мудрости и письма
Львиноголовая богиня война Сохмет.
Животные считались священными ,за ними ухаживали ,оказывали почести,а после смерти - бальзамировали и погребали в саркофагах . Также сохранились кладбища священных быков ,кошек,крокодилов.
Наивысшим богом считали бог Солнца - Ра - Амона-Ра .
(в период Нового царства был период ,когда фараон Аменхотеп 4 (Эхнатон) ликвидировал все культы ,кроме культа бога Солнцу . То есть- ввел - единобожие - поклонение всемогущему солнечному диску Атону .)
Солнце изображали по-разному -в виде крылатого шара , в виде шара со множеством простертых рук- лучей. Тот же Обелиск - арх. форма ,символизирует солнечный Луч !
Вершиной солнечного божества , который побеждает силы мрака , был бог Гор,светлый сокол,сын Осириса .
Согласно мифу , бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян земледелию . И конечно он был убит своим братом Сетом (олицетворение начало мрака и зла). А вот сын Осириса - Гор - он вызвал Сета на поединок и победил его . После этого Гор воскресил Осириса ,дав ему проглотить свой глаз. После воскрешения Осирис не вернулся на землю,он стал господином подземного царства ,царем мертвых ! А на земле правил Гор.
Самое интересное ,что это есть трансформация истории Земледелии о вечном самообновлении природы ,об умирающем и оживающем зерне ,брошенном в землю .
Умершего вельможу бальзамировали ,осыпали драгоценными камнями ,на грудь клали священный амулет - фигурку жука-скарабея. В подземном царстве его встречал шакал-Анубис. На весах взвешивали его сердце с пером . После суда наступала загробная жизнь. Именно здесь заключается главное в системе египетских культов т.к покойника надо было снабдить всем чем он обладал на земле. Всем - вплоть до его собственного тела,избежавшего тления!
Однако Египтяне верили ,что кроме души и тема есть еще промежуточное - двойник человека ,его сила ,называемая- КА. Верили ,что Ка будет искать свою земную оболочку ,чтобы вселиться в нее - для успокоения души ю Именно поэтому кроме мумии в гробницу помещали портретную статую умершего . В эпоху Среднего и особенно Нового царства - в портретах стал просвечивать характер ,угадываться личность.
Интересно,что в древнем вавилоне,когда умирал знатный вельможа , убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином . Однако в Египте религия требовала только искусства!
Если говорить о статуях - у египтян сложились строго определенные типы - фигура фронтальна ,голова высоко поднята ,левая нога делает шаг вперед ,руки прижаты к талии .
Сидящей - руки симметрично положены на колени / одна рука согнута в локте ,взор устремлен вдаль .
А вот в рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. ГОЛОВА и НОГИ изображались в профиль ,а торс - развернутым .
Если говорить о письменности ,то нужно сказать ,что изображение для египтян это прежде всего Знак!
Один из самых древних египетских рельефов - палетка фараона Нармера
Пиктограмма (от сочетания латинского и греческого слов нарисованный и надпись) — это знак, который в схематичном виде изображает самые важные черты объекта
Изображение на одной стороне плиты расшифровывается как фраза "Царь вывел 6 тысяч пленных из равнинной страны " ,а на обратной стороне "Царь разрушает крепости,уничтожает врага"
Также для рассказа в древнем египте использовалась тема градации размеров от больших к малым . Размер имеет значение и статус.