Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Ох, е-мое, как же приятно окунуться в атмосферу сталкера после долгого перерыва. Я даже не знаю, с чего мне вообще в голову пришла идея скачать его, потом запустить, а потом вообще выкатить по нему статью...
И конечно, сталкач в нашем комьюнити уже успел отрастить огромную бороду из модов, но... Предлагаю все-таки вспомнить, как это было...
Сюжет
Надеюсь, никому не надо пояснять, что я сейчас будут спойлерить игру 2006 года? Что давно пора было ее пройти, отпеть и забыть, не? Надеюсь... Точно нет? Ну короче, тут будут спойлеры, если что.
Играем мы за мОчоного (не путать с мочОным или мочЕным, тем более с какими-то там мечеными), который по невероятной случайности куда-то едет в одном грузовике с трупами. Мать-природа такого вынести не смогла и ультанула в грузовик, ну а добрый дядя-мародер притащил бренное тело мочоного к Сидоровичу.
Кто такой Сидорович пояснять, надеюсь, не надо?
В общем, оказываемся мы с голой попой в зоне с заданием в стиле Тарантино: убить Стрелка. Кто такой Стрелок, зачем нам ему убивать - вопросы за рамками. Более того - Меченый вроде и помнит как жить, но вроде и не помнит ничего больше - отшибленный, в общем.
Нас посылают на задания сначала как шестерку, но по мере прохождения сюжетной линии, герой понемногу растет в глазах местного сталкерского люда. Путешествуя по локациям и выполняя разные поручения, мОчоный (ударение на большую О) понемногу раскапывает инфу (в виде флешбеков) о том, что произошло что-то странное - почему-то все зовут его Стрелком, и все такое...
Ну да ладно. Время подумать и над насущными проблемами: где-то неподалеку есть мертвый дружбан стрелка, который неплохо так поясняет за ученых, мол они такие себе ребята в плане НЕ предательства, а ведь если бы он выжил, на этом моменте игра могла бы закончиться...
Ну да ладно. Цель "найти Стрелка" отходит на второй план, теперь - нам надо понять, а что вообще происходит в этой вашей Зоне? Планомерно и с дикой попоболью, не без помощи наушников с Cupcake-ремиксом Богемской Рапсодии от Queen, Меченый добирается до местного барьера для простых сталкеров.
Если сталкер подойдет к неведанной хрени, именуемой "выжигателем мозгов", то довольно быстро имеет шанс пополнить ряды монолита. Благо крики и исковерканные песни перебивают шизу Меченого, и он этот самый мозгоплавный аппарат вырубает.
А дальше... Дальше все просто слетают с катушек и рвутся к центру Зоны через тысячи монолитовцев. Меченый, как типичный дурачок, идет вслед за всеми. Дорога через Припять пролегает по довольно опасному маршруту, но Меченый встречает группу сталкеров-мастеров, которые в принипе... Нет, они не помогают. Просто отвлекают огонь врага на себя.
И в конечном итоге - вот она - ЧАЭС! Лут из саркофага: исполнитель желаний, ну или что-то в таком духе, что нам очень надо. Прорываемся к исполнителю, однако теперь проблемы нам доставляют не только монолитовцы, но и военные. Они тоже очень хотят залутаться, поэтому не упускают возможности лишний раз отправить нас на тот свет.
А ыы, лашара, плахая канцофка!!
Если тупо и просто следовать по сюжету, то Меченого убьет монолит, ну или излучение в саркофаге - на ваш выбор. Плохих (ложных) концовок в конечном итоге всего 5 штук, и они зависят от того, что происходит в инвентаре и с репутацией у Меченого.
И так, если:
- У вас больше 50000 рублей на счету (и жив Лукаш или Воронин) - Меченый загадает богатство. В этот момент на него упадет гайка, которая в его руке превратится в монету. Меченый, как дурак, будет стоять под золотым дождем, даже не подозревая, что это падают гайки силовых конструкций крыши 4-го блока. Ну а падающая на голову железная балка опасна для жизни и здоровья.
- Если Больше 20 аптечек в инвентаре и меньше 50К рублей, а также нейтральная репутация и живой хотя бы один лидер, меченый загадает жить вечно. Монолит исполнит желание, но по-своему, просто сделав из несчастного сталкера серебряную статую.
- Если же Меченый умудрится грохнуть и Лукаша, и Воронина, то у Монолита он попросит власть, и... Останется без души, монолит просто ее высосет, оставив на земле просто пустой комбинезон.
- Если у стрелка мало денег, и он не выделился ничем кроме плохой репутации - он попросит у Монолита уничтожить человечество, но по итогу получит только шизу в своей голове, которая будет присылать ему призраков. Когда видения закончатся,
Стрелок, простите, Меченый, просто останется стоять один в кромешной темноте. - Ежели репутация у Меченого хорошая (при этом, как и выше, ничем он не выделился), он попросит зону исчезнуть... Глупо просить исчезновения зоны у ее создателя, да? Почему-то в видении Зона действительно исчезает, вот только Стрелок ослеп...
Такие концовки получат невнимательные и не особо грамотные игроки, которые как паровозик Томас бегут по сюжету. Истинные Гигачады же, после нахождения Призрака в жмурообразном состоянии (а вот не надо было писать комментарии про жаргон - я теперь просто не могу отвязаться от мысли, что это дополняет мой юмор. Прошу простить меня, о истинные ценители и иные представители высокой культуры русского языка), пойдут на Кордон, где найдут проводника.
Истинные концовки
Проводник отсылает Меченого к тайнику Стрелка, где, по его словам, мы встретим Доктора. Идем туда, и в последний момент натыкаемся на растяжку. Доктор, который в игре выглядит довольно смешно, почему-то называет нас Стрелком, как и в видениях... Интересно, почему так?
Ну да ладно. Доктор исчезает, но перед тем, как Стреляла отрубится, говорит что-то про дешифратор в Припяти. По указанной наводке мы найдем хороший бронекостюм, но мало того - устройство, которое выведет Меченого, ой, простите, Стрелка, к истинной природе Зоны.
Во время веселых побегушек по ЧАЭС в стиле Serious Sam, Стрелок весело шлет в детородный орган этот ваш Монолиииит, находит дверь, которую нужно открыть при помощи дешифратора и благополучно ее открывает. После этого, разбив питательные элементы, на связь выходит... Кто бы вы думали? Представитель О-Сознания.
Он довольно честно отвечает на все вопросы Стрелка (хотя и тактично, чего уж тут), после чего уже он задает единственный вопрос - Стрелок хочет присоединиться с О-Сознанию, и участвовать в экспериментах, которые происходят за кордонами-въездами в зону, либо же второй вариант - откажется сотрудничать.
- Если Стрелок согласится, то ученые поместят его в капсулу, подобную тем, в которых сами ученые и лежат. Дальнейшая судьба Стрелка неизвестна, но Доктор будет по нам скучать. Обманули ли ребята из О-Сознания Стрелка, либо нет - неизвестно.
- Если Стрелок откажется, то ему придется побегать по телепортам во второй части локации. Здесь вариант один - найти правильный телепорт, который приведет нас прямо к капсулам, где сидят ученые. Разумеется, снова придется прорываться через толпу монолитовцев. В конечном итоге Стрелок находит ученых и расстреливает капсулы, после чего зона начинает рассасываться.
Вторая концовка считается каноничной. Зона не исчезла полностью, однако в ЗП мы ясно видим, что Стрелок все-таки перебил ученых, так как радиус Зоны снизился, и, по сути, проблем у сталкеров стало сильно меньше.
Игровой процесс
Вообще сталкер - игра своеобразная. Она вроде и идет как по рельсам, продвигая нас по сюжету строго и четко, а вроде бы... Есть такая система, называется A-life, которая заставляет Зону жить своей жизнью даже без участия сталкера. С одной стороны - прикольная штука, так как жизнь есть не только там, где находится игрок, а с другой стороны...
Ну например, взяли вы квест по возвращению автомата пьяному долговцу. А бандит, который этот самый ствол забрал себе, случайно взял и помер где-то между локациями, и... Все. Квест вы не выполните. Эта проблема появилась по большей части только потому что изначально мир игры затевался бесшовным, однако из-за производственного ада сделать его по-уму просто не успели. Как итог - мир подразделен на несколько игровых локаций.
Локации
В принципе, сталкер хвалят за атмосферу, а локации - это прям... Прям ну знакомые пейзажи с оглядкой на постапокалипсис. Такое чувство, что попал где-то в ранние 90-е, везде наши, знакомые разрушенные дома, наша речь, уазики, все такое родное и знакомое...
При этом на каждой локации игрок продвигается и в плане прокачки. Вы не найдете мощного оружия, например, на Кордоне (вообще есть вариант, о нем я рассказывал тут, но это скорее баг), но с каждой новой локацией вы получаете все более мощный лут... И все более мощных врагов. А вот на них, пожалуй, внимание заострим...
Враги и группировки
В целом в сталкере их два типа, и это мутанты, либо люди. Почему прямоходящие создания мочат друг друга, когда и так-то жизнь не сахар - не понятно, но при этом все перестрелки в игре пытаются быть реалистичными... Насколько это было возможно в то время.
Но подождите - не все люди обязательно друг друга дезинтегрируют. Для того, чтобы понять, кто свой, а кто - нет, есть система группировок. Так как мы играем за обычного сталкера, для нас Зона, по большей части, нейтральна. Агрессию в отношении сталкеров проявляют только четыре группировки...
Бандиты
Эти колоритные "гопники по-зоновски" олицетворяют... Даже не знаю, просто идиотов? Прикол в том, что язык у них прям ну... Конкретно гопнический, как и манера речи. К сталкерам агрессивны, хотя и только в ТЧ (так как бандиты все же не стремятся перебить всех сталкеров, им проще отбирать у них то, что те честным трудом зарабатывают. Проблема бандитов только в том, что далеко не каждый сталкер отдает свое имущество без боя).
Носят кожаные плащи, по большей части обитают на свалке (там им и место, лол), вооружены довольно слабо. На первое время представляют собой равных соперников, но это только до попадания в бар. Там мы получаем более мощное вооружение, так что бандиты перестают представлять хоть какую-либо угрозу.
Наемники
Вообще эти ребята просто выполняют заказы, однако по воле случая, в рядах наемников... Ну, как бы, наемные убийцы - беспринципные мрази, для которых жизнь человека или даже товарища не стоит ровным счетом ничего. Вооружены по-разному, встречаются практически по всей территории Зоны, в зависимости от того, что конкретно сейчас происходит.
Стреляют по сталкерам они по простой причине: никаких свидетелей. Если на каком-то месте стоят наемники, значит туда простым ребятам попадать нельзя, а если они попытаются, то... Ну да, их просто перестреляют.
Забавный факт: в Зове Припяти наемники охраняют бункер ученых. В этом случае игроку они не рады, но без повода стрелять не будут. В прочем, достаточно просто с ними поговорить, чтобы они открыли по Дегтяреву огонь - этот момент достаточно хорошо описывает отношение наемников к обычным сталкерам.
Военные
Вообще эти ребята охраняют периметр Зоны, однако иногда ходят и вглубь для выполнения каких-либо операций. Враждуют со всеми группировками, которые могут встретить (официально Зона закрыта для посещения). В действительности с ними иногда можно договориться. Да и не стоит забывать, что в рядах военных не гопота и не головорезы без принципов, а вполне обычные люди. Иногда - хорошие, иногда - не очень.
Не со всеми военными можно воевать. К примеру, отряд Кузнецова под мостом попросит с нас взятку за проход, и если мы дадим ему 500 рублей - целый час отряд будет нейтрален. Также можно найти военного дезертира, который формально будет нашим врагом, однако агрессии по отношению к Меченому проявлять не будет. Квест на его убийство выдает бармен.
Однако большую часть времени военные все-же стремятся выполнить приказ, и в случае чего - сталкеры попадут под пули.
Монолит
Бойцы этой группировки встречаются ближе к концу игры. Это - фанатики, которым при помощи пси-излучения настолько промыли мозги, что это даже не люди, а прям живые машины. Их организм не боится радиации, они не чувствуют страха и боли, однако все еще рационально мыслят, очень грамотно ведут бой (практически самые сильные противники за всю игру), но по сути это просто глубоко обработанные сектанты.
К игроку агрессивны всегда, не будут отступать даже если терпят поражение. Управляются о-сознанием при помощи пси-излучения.
Забавный факт: в том же Зове Припяти мы можем встретить отряд монолитовцев, которые вышли из-под контроля. Они, хоть и довольно странные, но все-таки люди. Просто О-Сознание слишком сильно поменяло им... Сознание.
Остальные группировки по умолчанию к нам нейтральны, но это не значит, что мы не можем нарваться на люли, если будем творить дичь. И кстати, в игре есть довольно кривой и багованный способ вступить в Свободу, после чего Долг будет относиться к нам враждебно, фактически закрыв все локации после Бара (включая Бар).
Мутанты
Вроде как это, формально, тоже группировка, вот только это - не люди. Мутанты - это то, что получилось из животных под действием радиации, либо же эксперименты X-лабораторий, которые во время появления Зоны оказались на свободе. Мы же можем встретить как обычных собак (которые атакуют нас просто из-за чувства голода), Плотей (мутировавших свиней) и кабанов, так и, например, псевдо-собак (почти как собака, только опаснее).
Наибольшую опасность представляют кровососы (эксперимент, окончившийся неудачей), снорки (это вообще смесь тигра и человека в противогазе), а также контролеры (разумные мутанты, которые умеют воздействовать на мозг своей жертвы). Тактика боя простая: бей если мутант слабее и беги, если сильнее.
В общем по игре
Я и так уже превратил статью в книгу, так что давайте закругляться. Думаю, всем было приятно вспомнить, что такое настоящий, ванильный сталкер. На данный момент сталкер-комьюнити все еще живо, а для той же ТЧ продолжают выходить моды, что не может не радовать.
И все-таки, друзья, давайте не будем забывать ваниль... На этом у меня все. Я знаю, что описал далеко не всю игру, но статья и так получилась длинной. Свои дополнения и воспоминания можете написать в комментарии. До скорого!
Подпишись на телеграм (там IT-новости), Ютуб (там иногда выходят прикольные видео), и группу ВК (там пока ничего нет, но это только пока).
А если хочешь помочь мне с развитием канала - буду благодарен за каждый репост! Спасибо!