Летели годы, словно вороные кони. Иннокентий уже более двадцати лет жил в деревне, куда приехал в поисках спокойной жизни. Побелели волосы, покрылись сединой, но глаза ещё ясны, руки крепки, всё также помогает людям своим даром. Олеся уехала в город, учится на врача, как и мечтала. Немного осталось и вернётся в родную деревню. Другого пути для себя не видит.
Редко приезжает - на каникулы, Иннокентий рад, ждёт внучку со всем трепетом своей души. У Романа и Веры родился сын, десять лет ему исполнилось. Любит Иннокентий внука, но нет у него той душевной близости, которая была у них с Олесей с самого её появления на свет. Как и у отца, у Романа, никакого дара у внука не проявилось, да и не надо, хватит в их семье необычных людей.
Давно нет деда Мити и Анфисы Петровны, покоятся они на деревенском погосте, под шумными берёзами. Иннокентий скучает по своим старикам, часто навещает их. Хоть и сам уже в годах, и понимал, что, старики не вечны, но иногда задумается и слышится голос деда Мити, вспоминает, как приехал на его лошадке в деревенский дом. Что ж, живым - жить, а ушедшим - память!
Ждёт внучку, скучает по ней, боится, что передумает и в городе останется. Но это её выбор, если решит - так тому и быть. Но не передумала, вернулась. В больнице давно её ждали, молодые специалисты на вес золота. Почти сразу же к работе приступила, живёт у деда. Родители не против, идти не далеко, видятся часто. Дочь уже взрослая, сама выбор сделала.
Иннокентий хоть и крепок, как старый дуб, но возраст даёт о себе знать. Переживает Олеся, что один он и приняла решение поселиться в его доме. Иннокентий не уговаривал, но и не отговаривал - рад, что внучка рядом. Вместе своё дело продолжают. В последнее время стал Иннокентий замечать, что похожа становится Олеся на Марью и лицом, и статью. И дар её глубже становится, мощнее.
Но и вместе с тем ещё одно сходство с Марьей стал замечать Иннокентий - не торопится Олеся семью создавать. Сколько парней вокруг красавицы хороводы водят, а нет! Не откликается сердце её, никого особо не выделяет. Пытался дед поговорить с ней, а Олеся всё отшучивается:
- Ну что ты переживаешь, дедуля! Рано мне ещё, какие мои годы! Мне работать сейчас надо, опыта набираться, некогда амуры крутить. Придёт время - выйду замуж! Мне сейчас так спокойнее. Видать не родился ещё мой жених.
Вздыхает Иннокентий, думу думает, но что сделаешь! Иногда видит, когда ночью проснётся - встанет внучка у портрета Марьи, смотрит, шепчет что - то, как будто разговаривает, а потом опять засядет за тетрадки её и читает до утра. А утром, как ни в чём ни бывало - соскочит и на работу, будто силы у неё непочатый край.
Мать с отцом тоже дочери намекают - а не пора ли, дочка, семью завести, да внуками нас обрадовать? Молчит Олеся, только глазами, полными огня смотрит. А один раз сказала:
- Мама и папа! Я вас очень люблю, но если тему эту не закроете - уеду в город и не вернусь. Деда хоть пожалейте, один ведь останется.
Поняли родители, что и правда уедет, отстали. Что пережил Иннокентий после её слов - не передать. Слёг внезапно, пришлось внучке лечить его. Роман тогда строго - настрого жене приказал - не заговаривать больше с дочерью о замужестве, сама разберётся, чать не ребёнок. На том порешили и жизнь спокойно дальше потекла.
Марьин характер у Олеси - слово скажет, так и будет. Никакими уговорами не уговорить, только хуже сделают! На работе же на Олесю не нарадуются! Самые тяжёлые пациенты выздоравливают, где медицина бессильна - дар Олеси помогает! Слухи о враче из Ивантеевки далеко пошли, многие только к Олесе Романовне пытаются попасть. Никому она не отказывает, помочь старается и помогает.
Лишь один раз отказала Олеся человеку. Привезли в больницу мужичка, с кем он связан был неизвестно, но пальцы веером делал знатно и решил, что врач обязана по его правилам плясать. Никогда Олеся ни с кем о своём даре не разговаривала, а здесь не сдержалась. Как потом сам мужик рассказывал - глянула на него, а из глаз искры летят. Сказала, как припечатала:
-Твои грехи в церкви надо отмаливать, столько их у тебя, что своим даром не помогу тебе ничем. Командовать мной ты не будешь, не дано тебе такой силы, поэтому извини, мил человек, но собирайся ты и езжай подобру - поздорову, ищи, кто тебе помощь окажет. А я отказываюсь!
Про искры в глазах не особо ему поверили, брехун был знатный, с людьми нормально не умел разговаривать, но и не отрицали, что может Олеся такое сделать, видать сильно он её разозлил. Поверили - не поверили, но видели, как тот мужик из больницы выскочил, как ошпаренный и бежал, так что пыль столбом из под пяток летела. Что уж там Олесе сказал он, что так она на него озлобилась - никто не знает! Ну видать наговорил немало!
Тут и поняли местные, что Марья перед ними, во всей своей красе, переняла Олеся весь характер родственницы. Мало осталось в деревне тех, кто видел её при жизни, но легенды про неё передавались в каждой семье из поколения в поколение! Кто с добром к ней - помогала, не взирая ни на что, а те, кто себя выше других ставил или напраслину выдумывал - быстро таким от ворот поворот Олеся давала.
А в остальном жизнь шла своим чередом! Работа отнимала у девушки много времени, но не жаловалась она, Иннокентий иногда сам диву давался - откуда у внучки силы берутся? Стержень в ней стальной, веками созданный. Иннокентий, хоть и мужчина, но намного слабее Олеси себе казался.
Несколько лет прошло, как Олеся в больнице работать начала, многих вылечила, кому не смогла помочь - не в обиде! Знали, что девушка сделала то, что смогла, все силы приложила!
В один из летних вечеров сидел Иннокентий на крыльце своего дома, внучку с работы ждал. Тихий ветерок навевал вечернюю прохладу, сверчки звенели перезвонами. Олеся зашла в калитку, присела рядом с дедом.
- Устала, внученька?
- Да, дедушка, немного! Тяжёлый день был. А ты что тут сидишь? Свежо, не простыл бы!
- А что мы тогда за лекари, раз себя вылечить не сможем?
- Так то оно так! Но знаешь ведь, что на нас сил не остаётся.
- Но ты же врач! Будешь лечить меня обычным способом.
- Лучше не доводить до болезни. Слышала я сегодня, кашляешь. Это всё твои вечерние посиделки на крыльце. Пойдём в дом, дедуля, сыро на улице. Наверное завтра дождь будет.
- Ты иди, внуча! Я следом за тобой, чуток посижу и приду.
Олеся зашла в дом. Иннокентий сидел на крыльце, положив голову на сложенные руки, которые опирались на палку. Последнее время чувствовал он слабость в ногах, пришлось опору подыскать. Что думал он, глядя на вечерний закат? Идёт время, приближая его жизнь к естественному закату. Хоть и чувствует ещё силы в себе, но пора подводить итоги! Знает Иннокентий, что прожил жизнь не зря!
Скольким помог, семьям отцов и матерей возвращал. Заходит солнце, оставляя на горизонте еле различимые полоски света, ещё миг и нет его. Темнота! Но утро наступает каждый день, возвращается солнце на круги своя, греет, светит. Так и его жизнь! Близок закат, но каждый день утро возвращает его к жизни!
- Ещё поскрипим, поживём, не ждут пока меня там, значит нужен здесь, на земле!
Иннокентий поднял голову, посмотрел на темнеющее небо, на миллиарды звёзд в ночной дали:
- Спасибо тебе, за жизнь мою, за детей, за внуков! За друзей и тех, кому я оказался нужен! Благодарю за всё, что ты мне дал!
- Дедушка, с кем ты тут? Мне показалось, разговариваешь с кем! Пойдём в дом, я чай согрела!
- Пойдём, внучка, пойдём! Рад я, что ты со мной! Попьём чай и на боковую! Устал я что - то.
Олеся взяла деда под руку, и вместе они зашли в дом. Ночь легла на притихшие дома, на лес, тёмнеющий вдали, на переливающуюся в лунном свете речную гладь. Завтра новый день, новые дела. Спи, родная сторона, отдыхай от трудов праведных!
Конец.