Представляем вашему вниманию статью Татьяны Кузьминой о замечательном композиторе и его музыке.
"Музыка — это кратчайший путь человека к Богу ".
Э.Н. Артемьев.
Для всего бывает в жизни звездный, особенный час, говорила мне моя добрая мать... Особенный момент. И вот он наступает и, как ослепительным прожектором высветляет, освещает давно живущее в твоей душе. Но ранее тебя занимали другие важные, сиюминутные вещи. Так со мной произошло и в этот раз! Ведь я и не подозревала, что являюсь старинной, тайной поклонницей одного удивительного русского композитора — Эдуарда Николаевича Артемьева. Дело в том, что меня давненько занимает одна интересная тема — "таланты и их поклонники".
И вот недавно, на бескрайних просторах интернета, всемогущие его боги опять обратили мое внимание на одну музыкальную тему, которая так и называется — "Поклонники" .
Я стала слушать и... время остановилось... Нет, нет, стрелки на часах продолжали свой бег, смена дня и ночи — света и тьмы продолжалась, но душа стала теперь слышать какую-то ещё и внутреннюю музыку. Это оказалось, поразительной красоты чувство восхищения и тема любви Эдуарда Артемьева к кинофильму "Раба любви", который вышел в 1975 г. Удивительно, что тогда эта музыкальная тема не столько задела мое сердце, как тронул сюжет фильма, и впечатлила игра блестящих актеров — Елены Соловей и Родиона Нахапетова, удивительно вдохновенный актерский тандем. Время для восприятия сердцем этой музыки для меня ещё не подоспело и, она прошла мимо просто красивым мелодичным видением. Сейчас же она ворвалась в меня тропическим ливнем, ураганом, перевернула все в душе, и объяснила мне меня саму, как поклонницу и дала мне возможность понять всех поклонников искусств и их кумиров, в целом. Их благоговение, трепетную нежность, восхищение, опьяняющую любовь, боль от невозможности всегда быть рядом с предметом почитания, неистребимое чувство преданности и трагизм поклонения... Пронзительно нежно и чувственно, искренне и возвышенно спела эту музыкальную тему выдающаяся певица Елена Камбурова в песне "Где же ты, мечта" из того же фильма "Раба любви".
Стихи к песне написала Наталья Кончаловская и, кстати, был вариант исполнения Валерием Ободзинским, но что-то "не срослось"... Это было бы не менее прекрасно, не так ли, уважаемые читатели?
Друзья, думаю пора уже поговорить нам о самом виновнике данной публикации — уникальном композиторе Эдуарде Артемьеве. Мне было любопытно и забавно узнать, что до 12-ти лет маэстро, вообще, ненавидел музыку! Занимался ею из-под палки. Но как позднее сам говаривал, что он сторонник даже, иногда, и насильственного родительского принуждения музыке. Юные души ещё не окрепли и сами не могут осознать к чему это может привести в дальнейшем. "И самого ведь Моцарта бывало, побивали"— завершал с весёлым смехом Эдуард Николаевич. Удивительно смеётся маэстро: совершенно лёгким, детским, летящим смехом... Но опять-таки, счастливый момент наступил, звёзды сошлись! В те времена, юный Эдуард воспитывался в Москве, у дяди и тети.
А дядя его был Николай Иванович Демьянов — профессор консерватории. И надо же было произойти такому однажды и услышать, как дядя играет музыку, подобной которой мальчик ещё не слышал и просто обомлел. Он притаился за дверью и слушал, слушал, впитывал дивные звуки... Это была поэма Скрябина "К пламени". Затем Артемьев заново открыл для себя Дебюсси и других мастеров. После этого Эдуард воспылал к этой музыке страстной любовью и стал сам сочинять ее в этом же духе. Увлечённые занятия музыкой принесли свои весомые плоды — Артемьевым было успешно закончено хоровое училище, а затем и Московская консерватория, был получен диплом об окончании композиторского факультета.
И вновь происходит в судьбе Эдуарда счастливое совпадение обстоятельств, когда заканчивая учебу, на доске объявлений он увидел сообщение, что создатель первого в мире многоголосного синтезатора, советский военный инженер Евгений Мурзин предлагает желающим познакомиться с новым инструментом, способным воспроизвести, генерировать любой звук и превращаться в любой другой музыкальный инструмент! Это событие и стало началом судьбы и пути композитора, который ныне является патриархом электронной музыки. В 1963 году создатели новой, оригинальной кинофантастики, фильма "Мечте навстречу"(про любовь и путешествия в космос), начали искать композитора. Нужна была в киноленте особенная, электронная, космическая музыка. Этим композитором и стал Эдуард Артемьев. Ему предложили записать несколько музыкальных фраз для киноленты. И тогда же молодой композитор осознал: чтобы новый метод записи на синтезаторе музыки не стал превращаться в формально звуковое творчество и не стал просто дежурным в озвучивании шумов для него, надо решаться смело исполнять на синтезаторе серьезные произведения, прикоснуться к музыкальной классике, ведь у него за плечами была серьезная подготовка — консерватория.
А сейчас мне хочется рассказать о музыке Артемьева к фильму Андрея Тарковского "Солярис" и экранизации одноименного романа обожаемого мною польского писателя-фантаста пана Станислава Лема. Здесь так органично вплетается в ткань повествования о работе учёных с Земли в дальнем космосе, и бесподобно звучит фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха "ich ruf,' zu Dir" в обработке Эдуарда Артемьева. Помните, друзья, момент в фильме, когда станция начинает вращение и на ней возникает временное состояние невесомости? Вся команда станции собралась в библиотеке по поводу дня рождения одного из участников научного эксперимента и, поднята полная трагизма тема: следует ли обращаться к созданию мыслящего океана Солярис (гостье Хари) как к человеку?! И как оставаться быть человеком в нечеловеческих обстоятельствах... Когда само творение океана начинает становиться человеком, а один из членов станции, учёный, "перестает им быть"?... Все медленно плывет в воздухе библиотеки: канделябры с зажженными свечами, различные мелкие предметы невесомость также подняла в воздух и, сами герои фильма — Крис и Хари, переживающие драму, плывут, сидя в кресле под невыразимо возвышенную, молитвенную музыку — музыкальный образ нашей Земли, человечности, вернее, ее утраченный, первоначальный мир...
Тарковский поставил сложную задачу перед композитором: создать музыку разумного океана-планеты Солярис, самой космической станции и основ смысла планеты Земля... Представляете себе грандиозность темы, уважаемые друзья!? Эдуард Артемьев поступил очень оригинально: он соединил живые, земные звуки природы, например, игра и пение ручья, бегущего по камешкам в зарослях колеблющейся по течению травы между ними и электронное звучание синтезаторов и иных музыкальных инструментов. И все органично объединилось в целое! Эдуард Николаевич считает, что как бы ни была сложна музыка, но если "автор вложил в нее душу, то уже работает волновая функция музыки — звуковые волны, которые воздействуют на людей, минуя мозг. Ведь все в мире волны — все колеблется". Да, структура мира, считают физики, именно волновая... Вот и композитор считает справедливо, что "музыка — это талантливо организованные волны — влияет на наши души и свято верит в это". Гениальный композитор Артемьев думает ещё более смело, он также верит, что музыканты могут повлиять на гармонизацию душ, а за этим и восстановить, иногда, в следствие различных причин, исчезающую гармонию мира для человека. Это так. Я лично убедилась в этом, когда вследствии трагедии в моей жизни, именно музыка, певец и артист, восстановили мир и покой в моей душе, помогли справиться с глубокой скорбью и, восстановить целостность и гармонию картины бытия.
Конечно же, музыка вызывает прекрасные воспоминания, омывает сердца красотой, укрепляет в человеке уверенность, что жизнь наша наполнена высокими смыслами любви и дружбы друг к другу, родной земле, Родине — нам есть ради чего жить и за что бороться. Именно такая музыка Эдуарда Артемьева звучит в фильме "Свой среди чужих". Припомните момент, в фильме, друзья, когда герой фильма, красноармеец Шилов после долгих мытарств в тылу врага, выходит на своих товарищей.
Все кинофильмы, к которым Эдуард Николаевич написал свою музыку, убеждена, без его проникновенных тем, не имели бы такое особое музыкальное благоухание, звучание и неповторимый колорит романтики. Фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" вышел на экраны в 1974 г., а в "нулевых" только Артемьев с удивлением узнал, что основная мелодия из этого фильма — один из самых востребованных рингтонов для мобильника! Ну, а пиком "карьеры" ее стал финал Олимпиады в Сочи в 2014 году, под музыку Артемьева в аранжировке Игоря Матвиенко был погашен Олимпийский огонь. Эдуардом Артемьевым была написана музыка к более 250-ти кинолентам. Кроме этого искрометная дискография Эдуарда Артемьева изобилует разнообразной музыкой: операми, кантатами, симфониями, музыкой к спектаклям и любимыми нашими песнями. У композитора широкие музыкальные интересы.
Музыкальная тема всепрощения, поисков счастья для человека, которое для всех может быть разным... Я подвожу свое повествование к ещё одной значительной музыкальной теме Эдуарда Артемьева в кинофантастике "Сталкер" по мотивам драгоценной для меня и многозначительной повести Стругацких "Пикник на обочине". Композитору интересно браться за серьезные, философические музыкальные размышление, которые в конце концов приводят к нелегким вопросам, например, о смысле жизни и как стать счастливым? Можно ли мечтать о своем личном счастье и, в идеале возможно ли оно, если рядом с тобой останется множество страдающих людей? И в конце концов, как герой повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", Рэд Шухарт, подойдёшь к подобным размышлениям: приближаясь к цели, он пытается найти слова, чтобы обратить их к тому, кто может исполнить желание ( инопланетному Золотому шару, исполняющему желания) — и не находит их. У него не оказывается ни слов, ни мыслей, и только невероятным покаянным усилием сталкер пробуждает в себе человеческое, духовное начало.
И в конце концов воскликнешь:
"Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо... Вытяни из меня сам, чего же я хочу, ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме слов — СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» Стругацкие. "Пикник на обочине".
Да, звучат как молитва эти слова у братьев Стругацких и, может быть, это одна из вершин литературы двадцатого века. А Эдуард Артемьев вот так пронзительно показывает нам эту тему, воплощая ее в музыке:
О чем думает нынче несравненный маэстро, неискоренимый романтик Эдуард Артемьев? О новой музыке! Композитор убежден, что, хотя она ещё не возникла, но предпосылки для её создания уже есть! И эта музыка будет напоследок в корне отличаться от того, что нам приходилось слышать до сих пор. Ее основой станет синтез искусств, воплощённый в новые грандиозные мистерии. В этой новой музыке визуальные, звуковые и тактильные виды искусств будут объединены и заменят собой устаревшие, разделенные по органам восприятия. Даже залы для этих мистерий будут строить по новому принципу... Хотелось бы мне послушать эту новую музыку! Лишь бы в ней царствовала Ее Величество Мелодия и жила душа автора — композитора страстного, и любящего жизнь, самого человека и мечтающего, чтобы он духовно возростал и становился совершеннее. Артемьев как-то сказал, что "точно знает — Господь создал нас не для смерти!" Чтобы хотелось не опуститься или остаться и погрязнуть в рутине и пошлости обыденности, а взлететь в небеса! Как в песне Эдуарда Николаевича "Полет на дельтаплане"!
Композитору Э. Н. Артемьеву 30 ноября исполнилось 85 лет!
Браво, гений, и многая, творческая лета Вам, любимый и уважаемый маэстро!
Татьяна Кузьмина
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!