По моему мнению, самая острая и самая большая проблема, с которой сталкиваются дети в школе, с которой сталкиваются взаимоотношения школы и родителей и, наконец, родителей и детей – это агрессия.
Я предлагаю разделись обсуждение этой проблемы на три части. По возрастам: младшая школа, средняя и старшая.
Активно пиарят это явление, повышая общую тревожность родителей, естественно, никто иной как средства массовой информации. Интернет, телевидение, радио наполняют эфир душераздирающими историями о том, как перестреляли одноклассников, как ученик разбил голову учительнице, как педагог избивает ученика во время урока. И, естественно, у родителя возникает непреодолимый страх и непреодолимая тревога по поводу того, что именно это может случиться с его ребенком.
Родитель, отправляя ребенка в начальную школу, конечно, хочет выглядеть хорошо. Конечно, он настроен на то, что именно о его ребенке скажут, что он самый воспитанный, и родителю будет приятно. И тогда он делает что? Он говорит своему малышу: «Не связывайся, веди себя хорошо, слушай внимательно педагога, на уроках сиди смирно, на переменах веди себя аккуратно!». Что происходит в этот момент? Родитель транслирует все те проблемы, с которыми он столкнулся в свои школьные годы и которые он не смог преодолеть, которые он не смог урегулировать и научиться с ними взаимодействовать. Тем самым родитель навязывает ребенку одно из самых ужасных – он тренирует его избегать. Избегать сложностей, уклоняться от проблематики, не давая ребенку возможности научиться решению, преодолению и само позиционированию.
Ребенок иногда не в состоянии выполнить все данные ему рекомендации, и из этого складывается проблема. Нам кажется, что он ленив, что он не хочет идти в школу по любому другому поводу, кроме основного. Но мы должны помнить, что ребенок в этом возрасте абсолютно честен, он еще не научился врать, ну или не научился врать так изящно и изощренно, как это делают, например, подростки. И тогда перед нами встает вопрос: как же быть, как решить, как понять, что происходит? Рекомендации стандартны: привлекайте педагога, привлекайте друзей, родственников, соседей. И если у вас ничего не получилось, то вас всегда ждет специалист, который вооружен специальными техниками, тестами и инструментами, которые помогут разобраться в ситуации и найти для вас решение.
По моему опыту, проблема выглядит так: мы навязываем ребенку определенную форму поведения, ребенок зачастую не в состоянии соответствовать нашим притязаниям. Он вынужден избегать не только тех проблем, которые формируются в школе, но и тех проблем, которые у него формируются в коммуникации с нами. Он вынужден уклоняться. Мы это наблюдаем – начинаем на него давить, ребенок начинает закрываться. Сформировалась агрессивная среда, выход из которой найти довольно сложно, потому что замкнут порочный круг. Мы требуем – он не может, он от нас ждет – мы не готовы.