Найти в Дзене
Заметки о важном

"Единственный и его собственность" Макс Штирнер Часть 1

Символ анархо-индивидуализма, создателем которого и является Макс Штирнер
Символ анархо-индивидуализма, создателем которого и является Макс Штирнер

В данной и следующей статьях будет кратко пересказываться и разбираться "Единственный и его собственность" Макса Штирнера. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Структура научных революций" Томаса Куна.

Приятного просмотра!

Автор и контекст написания обозреваемой книги

Нормального фото Штирнера не нашёл, поэтому вот знаменитая зарисовка Макса от Энгельса.
Нормального фото Штирнера не нашёл, поэтому вот знаменитая зарисовка Макса от Энгельса.

Иоганн Каспар Шмидт, по прозвищу Макс Штирнер (1806-1856 гг.)-немецкий философ, близкий к левым гегельянцам. Считается основателем философии индивидуалистического анархизма и предшественником нигилизма, экзистенциализма и постмодернизма. Известен благодаря своему труду "Единственный и его собственность", который мы в данной и в следующей статьях и будем обозревать.

Родился в простой немецкой семье (отец мастер духовых инструментов). Учился философии в Берлинском университете. Слушал лекции самого Гегеля. Потом занимался преподавательской и немного журналисткой деятельностью. Ходил в кружок "Вольница", в котором находились левые гегельянцы (Бруно Бауэр, Фейербах, и испытавшие от них влияние (например, Маркс и Энгельс), коим и был сам Макс Штирнер.

Содержание

Макс Штирнер начинает книгу с той мысли, что лучше всего быть эгоистом: ведь Бог, (коллективное) Человечество, султан думают лишь о своих интересах, то почему мы должны ради кого-то или чего-то пахать, лучше действовать ради себя!

Дальше автор описывает развитие обычного человека:

1)сначала он - ребёнок ни о чём не задумывающийся, зависимый от родителей, думающий исключительно о своих потребностях.

2)Потом ребёнок взрослеет в юношеский возраст, становится независимым от родителей. Он начинает задумываться о высоком - духовном. Из-за последнего он становится зависимым от навязчивых идеалов и готов ради них помереть.

3)Потом он окончательно взрослеет осознавая материальность мира, освобождаясь от преклонения духовному и становится корыстным, эгоистичным.

В дальнейшем Макс в похожей схеме развития показывал развития человечества:

1)Люди были зависимы от материального, не имели шибко знаний об духовном. Только занимались удовлетворением примитивных потребностей. Имели рассудок и сердце материальное.

2)Потом софисты очистили от материального (заменив духовным) рассудок людей, скептики и христиане очистили уже сердце людей от материального (также заменив духовным). Теперь люди были зависимы от духовного.

3)Потом в предреформационный период освободили рассудок от зависимости от духовного, реформация же сердце зачистила от подобного.

Потом Штирнер режил поподробнее разъяснить про дух и духовное:

1)духовное это не материальное

2)духовное вечно в отличии от преходящей (не вечной, уходящей) материи

3)он в антагонизме с материей

4)соответственно, человек духовный (из второго периода истории) должен думать не о материальном развитии, приумножении, а развитии своего духа.

5)духовный человек борется и отрицает своё Я (свою личность), ради очищения своего духа.

Потом автор на основе цитат и идей Фейербаха говорит, что людям нужно думать о себе и земном, а не о богах и небесном, что людям надо быть себе самими богами.

Дальше Штирнер долго говорил, что у людей ещё есть предрассудки второго периода: верят в привидения, считают что-то святым, действуют по моральным принципам, а не по личным интересам и т.д.

Потом Макс решил перейти к политик показав виды либерализма:

1)Политический либерализм: французские граждане в 1789 устраивают революцию против деспотии монарха. По итогу деспотию абсолютного монарха заменили деспотией буржуазии (капиталистов), которая стала продгивать свои интересы называя их интересами нации. Теперь все права (такие, как право командовать армией) у государства и государство даёт права тем кому хочет. Вместо зависимости от личностей (монарха, высших дворян и т.д.) зависимость от государства. Вместо пахания за монарха пахание за интересы нации.

2)Социальный либерализм: короче доделаем французскую революцию до конца и ради торжества справедливости отнимем у всех собственность (сделав всех нищими), каждый будет одинаково получать и работать. Вместо служения нации служение обществу.

3)Гуманистический либерализм:первый и второй либерализмы плохи, поэтому будем делать всё по человечески (ведь же гуманистический либерализм) и надо пахать ради человечества.

В данной статье излагал только первую часть книги, в следующей статье изложу 2 часть книги.