Военно-воздушные силы США еще в 1975 году обзавелись знаменитым штурмовиком A-10 «Удар молнии», также известным, как «Бородавочник». Советский Союз в 1981 году принял на вооружение новенький Су-25 «Грач». Оба самолета являются штурмовиками, используются по сей день и применяются для поражения в первую очередь наземных целей: бронетехники противника и скоплений живой силы. Самое время сравнить их «Warthog» с нашим «Frogfoot».
Примечание: Frogfoot – «лягушачья лапка», индекс Су-25 в классификации НАТО. Warthog – «Бородавочник», неофициальное прозвище А-10. Thunderbolt (Тандерболт) – «Удар молнии», официальное прозвище А-10, присвоенное штурмовику в честь одномоторного истребителя-бомбардировщика США времен Второй мировой войны. «Грач» - официальное прозвище Су-25 в СССР.
1. Летные характеристики
Советский и российский Су-25 «Грач» оснащается парой двигателей Р-195 с тягой 2х4300 кгс. Благодаря этому крейсерская скорость «Лягушачьей лапки» составляет 750 км/ч, а максимальная может достигать 950 км/ч. Максимальная высота полета – 7 км. На высоте без дополнительных топливных баков 25-ый пролетает 640 км. При этом перегоночная дальность машины – 1950 км. Стоит также отметить, что «Грач» крайне неприхотлив к качеству взлетно-посадочной полосы (ВПП) и может сесть даже на автомобильное шоссе, а потом взлететь с него. Скороподъемность Су-25 составляет 60 м/с, а тяговооруженность – 0.62 пункта.
Американский А-10 «Удар молнии» приводится в движение парой двигателей General Electric TF34-GE-100 с тягой 2х4112 кгс. Крейсерская скорость «Бородавочника» составляет 722 км/ч, а максимальная может достигать 834 км/ч. Максимальная высота полета – 13.3 км. На высоте без дополнительных топливных баков 10-ый пролетает до 740 км. При этом перегоночная дальность машины – 4647 км. В то же время в отличие от советского «Грача», «Тандерболт» может взлетать и садиться только с качественной ВПП. Скороподъемность А-10 составляет 30.5 м/с. Тяговооруженность - 0.6 пункта.
2. Защищенность
Советский Су-25 «Грач» имеет общую массу средств обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ) в 1050 кг, из которых 160 кг приходится на протектор самолета и 596 кг непосредственно на броневую защиту. Фонарь кабины «Сухого» весит 48.5 кг. Кабина пилота защищена капсулой массой 424.9 кг. Топливная система защищена капсулой массой 121.6 кг. Американский А-10 «Тандерболт» имеет общую массу средств обеспечения БЖ в 1310 кг. Из них 127 кг приходится на бронекапсулу ящика боеприпасов, 615 кг на кабину пилота, 25 кг на бронестекло фонаря кабины, 490 кг на прикрытие топливной системы.
Важно подчеркнуть, что оба самолета имеют в целом сопоставимую защиту. Однако, судить о сравнительной выживаемости сложно. Все потому, что Су-25 со времен Афганистана участвовал в 18 конфликтах. В среднем 25-ые терялись в количестве от 1 до 6 единиц за войну. Реже в количестве до 10 единиц. Самые большие потери Су-25 понесли во время ирако-куветйско-американской Войны в Заливе в 1991 году. Там войсками Саддама Хусейна был потерял 31 самолет.
В то же время А-10 участвовал всего в 5 вооруженных конфликтах, при этом во время вторжения США в Гренаду «Тандерболты» вообще не поднимались в воздух (так что в 4-х!). Тяжелейшие потери А-10 понесли во все той же войне в Заливе – сбито было 7 машин. Само собой, все эти обрывочные данные не способны дать реального понимания вопроса, а могут служить лишь ограниченной иллюстрацией. Важно понимать, что многое в этом деле зависит от эффективности ПВО и действия наземных сил. А американские ПВО во время Войны в Заливе были заметно эффективнее иракских, а потому и «Тендерболты» действовали в более благоприятных условиях, чем «Грачи».
3. Вооружение
Стоит сразу отметить, что и американский А-10, и отечественный Су-25 используют невероятно широкую номенклатуру по сути своей одинакового вооружения. Здесь тебе и разнообразные бомбы, и ракеты всех видов систем, и автоматические пушки, и минные контейнеры. Все это «добро», созданное человеком во зло, ставится и снимается с А-10 и Су-25 при необходимости. Так что проще и корректнее всего сравнивать под трем характеристикам. Нормальной/максимальной взлетной массе (самолет + топливо + вооружение), штатному оружию штурмовиков, количеству точек подвески вооружения на крыльях.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<<
Советский Су-25 порожним весит 9315 кг; снаряженным по норме – 14.6 тысяч кг; снаряженным по максимуму – 17.6 тысяч кг. Американский А-10 порожним весит 9176 кг; наряженным по норме – 13.6 тысяч кг; наряженным по максимум – 21.1 тысяч кг. Штатным вооружением советского «Грача» является 30-мм автоматическая пушка ГШ-30-2 с темпом огня 3 тысячи в/мин и боекомплектом 250 снарядов. Штатным вооружением американского «Тандерболта» есть 30-мм автоматическая пушка GAU-8 Avenger с темпом огня 3.9 тысяч в/мин и боекомплектом 1 350 снарядов. У советского 25-го предусмотрено 10 дополнительных точек подвески вооружения по 5 единиц на каждом крыле. У американского 10-го - 11 дополнительных точек подвески по 4 единицы на каждом крыле и еще 3 на фюзеляже (днище) самолета.
В продолжение темы читайте о том, что представляет из себя «Молния-1»: почему один из самых интересных отечественных самолетов не пошел в серию.
Источник: https://novate.ru/blogs/110922/64112/