То, о чем я хочу рассказать – индивидуальный опыт, он может не быть вам полезен, но если кому-то удастся использовать этот опыт для себя, я буду очень рада.
Итак, после получения диплома (учитель французского и английского языков) я пошла работать в торговлю, потому что школу ненавидела всеми фибрами души, а работать переводчиком (или кем-то еще крутым) не считала себя в силах. Тут вполне резонно спросить "А зачем ты туда поступала?" Ответ очень простой. На момент поступления я верила в себя (благодаря нахальной и верящей в меня подружке), а в процессе учебы в институте я прошла через пару-тройку таких жерновов судьбы (с учебой не связанных), после которых у меня и тени прежней уверенности в себе не осталось. Я просто чувствовала себя слабой, жалкой, неприспособленной к жизни. Такой жалкой, что иметь что поесть и крышу над головой уже было относительным благополучием. Но в торговле мне быстро стало скучно, тяжело и мало денег, и я пошла работать в колл-центр Мегафон. Та еще работенка, но средние по области деньги меня устроили, хоть я и чувствовала себя, как девушка на этой картинке.
Вот несколько моих афоризмов из той жизни:
- Если ты дебил – выпей водки и ляг спать. Чего звонишь? (про абонентов колл-центра).
- На этой работе может хотеться только две вещи – или есть, или кого-нибудь убить.
- Я не злая, я бессердечная. Я не радуюсь, если кого-то огорчила. Мне все равно.
- Сейчас начнется процесс любви к моему мозгу, противоестественный и беспощадный.
- Если мой мозг от вас родит, я подам на алименты.
- Меня устали.
- Чего ты мне меня цитируешь? Я женщина, и каждый миг я новый человек.
- Очень хочу сдохнуть, но, к сожалению, еще надо красить батарею.
- Говорите потише, вас все равно никто не слушает.
- До чего противно продавать душу по кусочкам!
- И не пошли бы вы в регион приписки?
Каким-то чудом мне встретился там самоуверенный человек, который вдохнул уверенность и в меня, и побудил меня заниматься творчеством. Я стала создавать свою команду для съемки фильма (прекрасно понимая всю наивность этой затеи) и легко уволилась на волне той эйфории, которую у меня это вызвало (я довольно ловко решила ряд организационных вопросов, таких, как привлечение потрясающих ребят, выбор сценария, подбор костюмов, нахождение места для репетиции, организация коллективного досуга, знакомство аж с двумя композиторами, которые согласились написать музыку для фильма). Там, конечно, и объективные причины для увольнения были (жесткое давление на сотрудников, не выполнявших план по продажам), но я это сделала, не огорчаясь.
Итак, первый этап – найти моральную и финансовую поддержку (или иметь денежную подушку безопасности минимум на полгода), уйти из ада и осмотреться. В качестве финансовой поддержки у меня сначала выступила биржа труда (плюс неофициальная работа), а потом бой-френд, с которым я как раз в это время пыталась создать ячейку общества. Мама оплатила мне курсы швеи и закройщика, я отучилась и устроилась в ателье. Правда, мне не повезло с хозяйкой, и вскоре я оттуда сбежала. Начала брать заказы на дому, потому что за три проработанных в ателье месяца у меня появилось, что выложить в соцсетях (из сшитого), но это все (как и ателье) было ужасно невыгодно.
Второй этап – зацепиться хоть за что-то в той сфере, которая нравится.
Если платят нормальные деньги и есть возможность развиваться, можно просто наращивать мастерство и делать карьеру. Но так бывает очень редко. Вот и у меня по деньгам все стало хуже, чем до этого.
Пришлось сделать шаг вбок, чтобы выкрутиться. И тут мне очень помогла судьба, вновь послав человека, который изменил мою жизнь. Хозяйка очередного ателье, жена очень обеспеченного человека, была крайне неудачлива в своих ательешных делах (из-за неумения ладить с клиентами и персоналом), но у нее было бесценное качество: она умела помогать другим людям "выбраться из дерьма" (по ее собственному выражению). Она проводила целые часы, рассказывая нам фантастические истории про ее прежних работниц, которые с ее помощью получили кто профильное образование, кто поездки заграницу, кто высокие доходы (потом, правда, они прогневали царицу и были изгнаны с позором).
Так вот, желая того или нет, она помогла и мне. Насильно заставив меня заниматься английским с ее детьми и неплохо платя за это, она помогла мне понять, что у меня есть довольно заметные педагогические и методические способности, и что для преподавания школьникам знание языка на уровне носителя не требуется.
Как только госпожа поменяла милость на гнев и начала меня преследовать, я спокойненько уволилась, переждала лето в очередном ателье по ремонту одежды, и зарегистрировалась на Профи.ру как репетитор.
Третий этап – поверить в себя и найти то, на чем можно заработать на жизнь (среднего уровня).
Здесь тоже не было все сразу или все просто. Нужно было привыкнуть к самодурству некоторых родителей и лени и наглости некоторых детей. Но тут у меня уже был опыт, если я видела очередных бар и барчуков, прощалась, не задумываясь. В то же время я яростно работала над повышением своих знаний, так, что меня порой едва не тошнило после 12 часов сидения за подготовкой к занятиям. Взялась я за работу так яростно и носилась по городу с таким остервенением, что у меня доходило до 30 уроков в неделю. Выходных в моем расписании не было, они случались только, если пропадали все пять уроков, и логистика была поставлена на высочайший уровень (были дни, когда все пять уроков проходили в одном микрорайоне или в двух соседних). Болеть я себе не позволяла, напихивалась Кагоцелом и терпела. В некоторые месяцы у меня выходило 50-60 тысяч, и пару дней провести в постели я рассматривала не иначе как убыток в 3-4 тысячи. Выгорание наступило незаметно, я так и упала бы где-то на бегу, но меня спас карантин. Буквально за месяц до него, накачанная истерикой сестры, наблюдавшей пандемию в Италии, я начала переводить всех согласившихся на удаленку (и даже на удаленке в первые месяцы удерживала высокий доход), и это меня спасло. Потому что, подхватив аккурат перед карантином от одного из учеников что-то очень похожее на ковид, я продолжала вести онлайн-занятия, несмотря на боль и жжение в легких. Без единой отмены. Просто плакала по вечерам от страха, что умру. Но наутро продолжала работать (мне нужно было платить кредит за коронки и просто жить, нужны были деньги). Не могу представить, что было бы, не перейди я на удаленку. Не хочу представлять.
Четвертый этап – попробовать доход в три раза больше прежнего и не сойти с ума. Переболеть отравлением деньгами, как корью. Прожить понимание того, что любой суммы может не хватать. И принять то, что количество денег не зависит от того, заслуживает их человек, или нет.
Болезнь и понимание того, что не так уж я моим ученикам и дорога, как они притворялись при личном общении (в онлайне стали быстро и бесследно отваливаться те, кто раньше рисовал мне открытки, дарил подарки и рассказывал семейные секреты), меня здорово отрезвили. Я стала меньше себе врать о полезности моей работы и о собственном несгибаемом умении быть оловянным солдатиком ради моих бесценных птенцов. Я научилась ценить себя, свое время, свое самочувствие, свои желания.
Да, я все еще могу проспать до 11, проснуться за 5 минут до урока и воткнуться в работу на 2 часа без еды и даже чая. Но вот встать в 7 и до 11 писать особо крутые задания к уроку (без еды и даже чая) мне уже не приходит в голову.
Пятый этап – вспомнить, что ты не лошадь и перестать пахать.
Теперь передо мной стоят сразу две новые задачи. Повысить доход за рабочий час (до той планки, чтобы иметь возможность работать только по велению души, а не за материальные блага). И развиваться именно в той сфере, которая манит, как огонь мотылька. В том деле, за которое не жаль сгореть.
Шестой этап – научиться совмещать блаженство от работы, свободу от давления внешних обстоятельств и высокий доход.
И тут как раз труднее всего. Потому что тело (и подсознание) регулярно объявляют мне забастовки. Им страшно. Они не хотят на новую ступень.
Но, как говорит муж: "У тебя же все равно нет выбора. Ты же будешь идти вперед, так или иначе". И это правда.
Вот здесь рассказ о том, как я себя чувствовала, когда только начинала этот путь:
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.