Ялмар Шахт - одна из любимых всякими конспирологами (и авторами околоисторических документальных ТВ-фильмов) личностей нацистской Германии. Он был главой немецкого представительства американской фирмы JP Morgan, помогал прийти Гитлеру к власти в 1932-33, обеспечивал ему смычку (знакомства, деловые встречи) с главами крупных фирм, при нём занимал пост главы Центробанка (уже за это одно его конспирологи должны причислять не то к рептилоидам, не то к мировому закулисному правительству). Также любят вспоминать, что на Нюрнбергском трибунале он был полностью оправдан (вроде как, вопреки позиции СССР и благодаря усилиям союзников) и продолжил как ни в чём не бывало жить в ФРГ, даже возглавил свой частный банк.
Как это обычно бывает с пропагандой и конспирологией, всё сказанное выше - правда, однако это далеко не вся правда. Если коротко, то Шахт был не единственным главой ЦБ Германии при нацистах, а Нюрнберг был не единственным судом, где рассматривалась его деятельность. А если подробно, то давайте немного расскажем о двух людях, занимавших должность главы ЦБ на протяжении правления Гитлера.
Ялмар Шахт
Ялмар Шахт был экономистом и возглавлял немецкий Центробанк (Рейхсбанк) ещё с 1923-го по 1930-й год, остановка знаменитой немецкой гиперинфляции после Первой мировой - его заслуга. Он действительно поддерживал НСДАП (фашистскую партию), и в целом правых национально-ориентированных политиков (блок "Гарцбургский фронт"), надеясь, что они смогут навести в Германии порядок, вернуть ей былое величие, и после прихода Гитлера к власти занял пост главы Рейхсбанка (повторно, в декабре 1933-го) и министра экономики (в августе 1934-го). Однако его противоречия с политикой нацистов постепенно накапливались.
Во время экономического кризиса 1936-37 Шахт и рейхскомиссар по ценам Карл Гёрделер выступили за более либеральные меры: отказ от огосударствления экономики, снижение госрасходов. Гёрделер известен в первую очередь тем, что в будущем возглавил антигитлеровкий заговор в 1944-м, был одним из организаторов знаменитого покушения на Гитлера в июле 1944-го (кто не знает об этой истории, всецело рекомендую посмотреть голливудскую экранизацию тех событий, фильм "Операция Валькирия" с Томом Крузом). Но вернёмся в 1936-й. Противостояли тогда Шахту и Гёрделеру сторонники усиления роли государства в экономике, и представлял их Герман Геринг (нетрудно догадаться, что в этом споре он и победил). Многие у нас его знают как главу немецкой военной авиации, однако экономика была важной частью его деятельности. В 1936-м году на съезде НСДАП был провозглашён "четырёхлетний план" развития экономики, с прицелом на снижение зависимости от импорта, огосударствление экономики и приоритетное развитие вооружений. Геринг сначала стал главным уполномоченным по воплощению этого плана, а в конце 1937-го года сменил Шахта (проигравшего в аппаратно-политической борьбе) на посту министра экономики. Тем, кому интересно узнать побольше про эту сферу деятельности Геринга, могу посоветовать почитать про "Рейхсверке Герман Геринг" - возглавляемую им фирму (формально госкомпанию), которая благодаря государственному финансированию и аппаратному ресурсу стала в короткий срок крупнейшей фирмой в Европе, вобрала в себя заводы с оккупированных территорий. С одной стороны, создание такой госкомпании позволило нацистам получить твёрдое материальное подкрепление своим захватническим замыслам, с другой стороны, коррупция и кумовство сделали её неэффективной, паразитирующей на остальной экономике и богатстве завоёванных стран, что и предопределило крах системы, как только военные победы закончились.
Но вернёмся к Ялмару Шахту. После 1937-го он ещё остался главой ЦБ. Однако 7-го января 1939-го года (после аншлюса Австрии и Судетской области, но до начала Второй Мировой, т.е. до нападения Германии на Польшу и даже до присоединения Чехии) он написал Гитлеру письмо, в котором предупредил, что текущий курс Германии ведёт к финансовой катастрофе и потребовал его изменения. Ничего не добившись, 20-го января он покинул свой пост, сохранив, однако, пост министра без портфеля (чисто формальный, без обязанностей, но с зарплатой). Выступая против нападения на Польшу в 1939-м и СССР в 1941-м Шахт продолжал выражать своё мнение в письмах Гитлеру с требованиями поменять курс страны, перейти к мирным переговорам. Вероятно, Гитлер оставлял его формально в правительстве с расчётом наладить связи с Англией и США, и заключить с ними мир на его условиях. Однако в начале 1943-го, на фоне поражения Германии под Сталинградом и в Африке, и разворачивающейся общественной мобилизации, заявлений о "тотальной войне", он ушёл со всех государственных постов.
После неудавшегося покушения на Гитлера в 1944-м Шахт был арестован за связи с заговорщиками, содержался в немецких концлагерях вплоть до освобождения американцами, однако после освобождения он был ими же снова арестован. После оправдания на Нюрнбергском процессе он был осуждён в рамках денацификации в Западной Германии в 1947-м на 10 лет каторги, однако в 1948-м году был оправдан по апелляции, и умер лишь в 1970-м, в возрасте 93-х лет.
Вальтер Функ
Итак, как мы видим, Ялмар Шахт был главой ЦБ лишь до войны, перед войной его противоречия с нацистами усилились и он покинул все значимые посты, и даже пытался повлиять на политику нацистов, поддерживал контакты с заговорщиками против Гитлера. Хотя он и не принимал активного участия в сопротивлении фашизму, но всё же в целом понятно, что его участие в их преступлениях было не столь велико, благодаря чему он и был оправдан после 1945-го. А вот следующий глава немецкого ЦБ, сменивший Шахта в январе 1939-го и занимавший этот пост всю войну Вальтер Функ (куда менее известный) оправдан не был.
Вальтер Функ по профессии был журналистом, и вступил в нацистскую партию ещё в 1931-м году, до её прихода к власти (в отличие от Шахта, который формально не вступал в партию, но в 1935-м был награждён "почётным членством" в ней). После прихода же он занял пост в министерстве пропаганды. В начале 1938-го он был назначен на пост министра экономики, вместо Геринга, занимавшего эту должность всего пару месяцев, и в целом продолжил его политику (то есть, усиление государственного влияния на экономику с целью обеспечения военного производства, снижения зависимости от внешней торговли и расширения госкомпаний типа Рейхсверке), в 1939-м также заняв место Шахта в Центробанке. Какой-то яркой роли на этих постах он не играл, лишь послушно исполнял волю вышестоящего руководства и ни в чём ему не противоречил, даже зная о преступных планах нацистов, репрессивной политике против евреев и других народов, признанных гитлеровцами второразрядными.
На суде в Нюрнберге он вёл себя подавлено, даже плакал. Кто-то (например, Шахт) считал его поведение искренним и сопереживал, кто-то (например, министр вооружений Шпеер, боровшийся с ним за влияние ещё во время войны) видел во всём этом лишь актёрскую игру с целью вызвать жалость. Так или иначе, это ему не помогло, и он был приговорён к пожизненному заключению. В 1957-м, через 11 лет, он был освобождён по состоянию здоровья, и спустя 3 года, в 1960-м, умер. Итак, как мы видим, главе немецкого Центробанка во время войны не удалось после неё уйти от правосудия. Только это был не Ялмар Шахт, а Вальтер Функ.