Найти в Дзене

Как зарождалось танкостроение в СССР?

Первый этап развития (1920-1929 гг.) - "Русский Рено", МС-1 (Т-18) и Т-24 История советского танкостроения началась в годы Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде был выпущен российский танк «Русский Рено», представлявший собой почти точную копию французского «Рено FT-17». К 1925 году эти машины устарели, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Он был разработан ленинградским заводом «Большевик», и базировался на специально купленном для этого итальянском «Фиат-3000» (по другим данным, захваченном у поляков). Подвеска была скопирована с французского Renault NC27.
Обе использованные машины были техническим развитием конструкции Renault FT-17, поэтому танк МС-1 конструкции 1927 года (часто используется индекс Т-18) был очень похож на русский Renault».
МС-1 отличался от прототипа рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно уменьшит
Оглавление

Первый этап развития (1920-1929 гг.) - "Русский Рено", МС-1 (Т-18) и Т-24

История советского танкостроения началась в годы Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде был выпущен российский танк «Русский Рено», представлявший собой почти точную копию французского «Рено FT-17».

МС-1
МС-1

К 1925 году эти машины устарели, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Он был разработан ленинградским заводом «Большевик», и базировался на специально купленном для этого итальянском «Фиат-3000» (по другим данным, захваченном у поляков). Подвеска была скопирована с французского Renault NC27.

Обе использованные машины были техническим развитием конструкции Renault FT-17, поэтому танк МС-1 конструкции 1927 года (часто используется индекс Т-18) был очень похож на русский Renault».

МС-1 отличался от прототипа рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно уменьшить длину танка. В следующий раз советские конструкторы вернулись к этому техническому решению только при проектировании Т-44 в 1944 году. Ходовая часть танка также была усовершенствована. С конца 1920-х годов вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемета Федорова на Т-18 стали устанавливать 7,62-мм пулемет ДТ (конструкции Дегтярева), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конец 1940-х гг.

В том же 1927 году ГУВП сформулировал окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быстроходную машину сопровождения, которая в документах обозначалась как «маневренный танк», поручили спроектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). Получился совершенно новый средний танк Т-24, и в 1931 году ХПЗ получил заказ на производство 300 единиц. Правда, заказ очень скоро был аннулирован — заводу предписывалось перейти на выпуск танков БТ-2.

Фактически в течение 1920-х годов в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, определившие впоследствии все направления развития.

Зарубежные контракты - 1930 г

Работа советских инженеров по созданию танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватало опыта проектной деятельности соответствующего масштаба, кадров и элементарной культуры производства. Чтобы не тратить время на решение этих задач, начальник Управления механизации и моторизации Красной Армии Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить образцы подходящих танков и лицензии на их производство за рубежом, а также приглашение иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение об отправке за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес вызывали Англия, Германия и США.

Первое соглашение было подписано 28 апреля с американской фирмой US Wheel Track Layer Corp., принадлежащей инженеру Джону Уолтеру Кристи, По договору Советский Союз закупил два танка М.1931 и право на их производство.

28 мая с английской фирмой Vickers & Armstrongs Ltd был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Model A» в варианте с двумя пулеметными башнями под 7,7-мм пулеметы Vickers (будущий Т-26). Кроме того, было закуплено 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (на базе Т-27) и 15 машин Medium Mk.II. Британцы отказались продавать трехбашенный Medium Mk.III.

Многобашенные танки (1930-1940 гг.) - ТГ-1, Т-35

Т-35
Т-35

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому бронетехника у нее не закупалась. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое агентство конструкторов под руководством Эдварда Гротте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за советом при проектировании танка Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано конструкторское бюро АВО-5, и в течение года сотрудники разработали новую машину ТГ-1, где две башни были установлены друг над другом. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составляла 1,5 миллиона рублей, тогда как БТ-2, созданный на базе американского М.1931, стоил всего 60 тысяч. В итоге в серию машина не пошла, и немецкие инженеры разошлись по домам. Советская часть КБ на заводе № 185 приступила к созданию тяжелого Т-35 с пятью башнями, конструкция которого была заимствована у британского А1Е1 «Индепендент».

Но со временем стало ясно, что танки с несколькими башнями по ряду конструктивных причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.

Танки серии БТ (1931–1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозостроительный завод приступил к выпуску танков БТ-2, выполненных на базе американского М.1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые были применены подвеска Кристи и наклонные лобовые броневые детали. Танк был собран по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеницах, так и на колесах. Дальнейшее развитие БТ-2 привело к созданию БТ-5 с более просторной эллиптической башней на удлиненном погоне, в которой устанавливались сдвоенная 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемет. Корпус и ходовая часть БТ-5 мало чем отличались от БТ-2.

В 1935 году харьковчане пошли еще дальше, создав танк БТ-7 — шасси уже существенно отличалось от М.1931. На модели БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком возникла идея создания принципиально новой машины, которая впоследствии станет легендарной «тридцатьчетверкой».

Подробнее о танках серии БТ можно прочитать в этой статье.

А следующие статьи о советском танкостроении находятся тут и тут.