Казённая гостиница - это название часто упоминается в путеводителях по Пятигорску, но, увы, поселиться в этой гостинице уже нельзя. Практически нет и первоначального здания, но если очень хочется увидеть его частичку, то всё же это можно сделать... всего лишь заглянув в окно.
Казённая гостиница была построена в Пятигорске на месте бывшей усадьбы первого постоянного главного врача КМВ - доктора Федора Петровича Конради.
Напротив Цветника и строящейся Ресторации на пустом участке по проекту Джузеппе Бернардацци в 1826 году был построен двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором жила семья доктора Конради. В нём же он принимал пациентов, а летние флигели предназначались для сдачи внаем посетителям Вод.
После смерти доктора в 1848 году его наследники продали усадьбу Управлению Вод, и до 1901 года в разные годы в помещениях дома располагались химическая лаборатория по анализу воды минеральных источников, контора Пятигорской группы, научная библиотека, Русское бальнеологическое общество, аптека и другие торговые помещения.
Ресурсов небольшого помещения бывшего дома Конради перестало хватать для нужд развивающегося курорта. Управление Вод передало усадьбу Александру Михайловичу Михайлову в аренду на 60 лет с обязательством в течение двух лет за свой счет построить на этом месте комфортабельную Казённую гостиницу, которая стала бы заменой тесной и старой гостинице, расположенной напротив - в здании Ресторации. В 1904 году новая Казённая гостиница была торжественно открыта.
В подвальном помещении гостиницы располагались процедурные комнаты (грязевые ванны, массажные кабинеты), электростанция, комнаты для служащих. Первый этаж был занят магазинами и минеральными ваннами, этажами выше располагались комфортабельные номера, оснащённые по последнему слову техники для своего времени.
Мы остановились в Казённой гостинице. В нижнем "подвальном" этаже этой гостиницы находились серные и даже грязевые ванны. Это было очень удобно для гостей, приезжающих в Пятигорск лечиться.
С. Поволоцкий, "Что очи мои видели"
Два парадных входа с нарядными вестибюлями вели в помещения гостиницы. Один со стороны Царской улицы (ныне - проспект Кирова) не уцелел, а второй - со стороны Театральной улицы (ныне - улица Братьев Бернардацци) в настоящее время служит входом в Краеведческий музей. Несгораемая чугунная лестница от бывшей гостиницы сохранилась в помещениях Краеведческого музея.
Постояльцы Казённой гостиницы испытывали максимальный комфорт от пребывания здесь. В их пользовании были лифты, ресторан, гостиная и читальня. В гостинице были бильярд, эстрада для музыкантов, веранда, обращенная к Николаевскому цветнику (ныне - парк Цветник). Номера были обставлены венской и мягкой мебелью, обитой полукожей, имелись кафельные печи.
Запомнился мне обширный, но темноватый вестибюль гостиницы, лифт, на котором я очень любил кататься с первого этажа на четвертый и обратно. Лифт обслуживал молодой веселый осетин по имени Серафим. Каждое утро он, широко улыбаясь, говорил мне: "Доброе утро!" и катал меня в лифте.
С. Поволоцкий "Что очи мои видели"
На первом этаже гостиницы находились парикмахерские, магазины, в которых продавалось всё, что было необходимо путешественнику. Для досуга отдыхающих здесь разместились музыкальный магазин и первый кинотеатр (электробиограф) "Реккорд-Био".
После открытия по соседству главных конкурентов Казённой гостиницы - частных отелей "Бристоль" и "Эрмитаж" - Александр Михайлов погряз в судебных разбирательствах по налоговым долгам и в 1916 году вынужден был уступить свои права на гостиницу.
В ночь 31 декабря 1918 года в здании гостиницы, превращенной в госпиталь, случился пожар, который уничтожил интерьеры северной части здания, уцелел только южный флигель. Руины долгое время портили облик города.
Казённая гостиница сгорела в 1918 году. Пожар, насколько помню, продолжался несколько дней. Мне тогда уже было десять лет, и я помню, что в городе поговаривали о поджоге... Мы, мальчишки, бегали смотреть на пожар, хотя нас не подпускали близко к горящему зданию. Часть гостиницы со стороны Теплосерной улицы, хоть и пострадала, но всё же в какой-то степени уцелела от пожара.
С. Поволоцкий, "Что очи мои видели"
На полуразрушенном после пожара здании Казённой гостиницы против Цветника был сооружен в те годы экран специально для передачи вечерних известий "РОСТА"* и поэтому каждый вечер перед ним толпилось множество народа.
С. Поволоцкий, "Что очи мои видели"
* РОСТА - центральное Российское телеграфное агентство
В ходе реконструкции здания в 1925 году первоначальная архитектура Казённой гостиницы была утрачена: украшения исчезли, а вид фасада сильно упростился.
Во время немецкой оккупации здание бывшей Казённой гостиницы вновь пострадало, но в мае 1944 года уже было восстановлено центральное отопление, остеклены окна. Здесь находилось отделение госбанка, горфинотдел, сберкасса и другие учреждения.
Во время реконструкции здания в 1990-х немного украсили фасад в память о нарядном убранстве Казённой гостиницы, но всё же с трудом можно вообразить в здании, стоящем на углу проспекта Кирова и улицы Братьев Бернардацци, бывшую Казённую гостиницу.
От Казённой гостиницы остался только южный флигель, в котором сейчас располагается медицинское училище, да чугунная лестница в Краеведческом музее. Но это не совсем всё!
Во время ремонта в 1990-х годах обнажили от штукатурки 1925 года фасадные стены сгоревшей гостиницы, которые сейчас можно увидеть прямо в окнах здания, если идти по проспекту Кирова в сторону Цветника и кофейни Гукасова.
На фото бликует отражение, трудно рассмотреть: сквозь стёкла видны остатки стен, дверных и оконных проёмов бывшей Казённой гостиницы.
Не осталось былой красоты недолговечной Казённой гостиницы - но это лучше, чем совсем ничего. И кто знает, когда и эти крохи будут безвозвратно утрачены, "благодаря" времени и человеческому фактору.