Мы часто говорим о том, как формируется реальность через художественные произведения и фильмы. Довелось мне посмотреть два художественных фильма подряд – так получилось. Первый фильм киностудии «Мосфильм» 1936 года выпуска «Космическое путешествие или Космический рейс», а второй фильм -киностудии American International Picturеs 1960 года выпуска «За пределами временнОго барьера». Оба фильма относятся к жанру фантастики и поэтому большинством воспринимаются как некоторая выдумка, к которой нельзя относиться серьёзно. Но это фильмы о нашем с вами будущем и будущем нашей планеты. А поскольку мысли, а тем более, слова – материальны, а в случае художественных фильмов ещё и помножены на эмоциональную вовлечённость зрителя и его согласие/несогласие с сюжетом, то предлагаю додумать самим, что из этих сюжетов получается.
Итак, фильм первый: наш, советский. Чёрно-белый фильм снят в жанре немого кино, с минимальным количеством актёров, главный консультант фильма – Константин Циолковский. Первые кадры: на экране светлый город будущего с узнаваемыми очертаниями Москвы и текст «Это случилось в 1946 году, когда знаменитый астрофизик академик Седых решил лететь на Луну». Да, я не ошиблась – именно 1946 год. Далее на экране светлые, большие ангары с космической техникой, лаборатории, скоростные лифты, улыбающиеся люди, которые гордятся достижениями своей страны. Знаменитый академик, который на равных разговаривает со школьником-изобретателем. На Луну летят два ракетоплана «СССР 1» и «СССР 2». Экипаж – старый профессор, молодая девушка и тот самый школьник-изобретатель. Во-первых, единство трёх поколений (опыт, знания настоящего и достижения будущего), а во-вторых, формирование образа женщины космонавта. Весь фильм пересказывать не буду. Полёт успешный. Посетив обратную сторону Луны, экипаж возвращается на Землю и приземляется под звон колоколов.
На последних кадрах титры – «Путь в космос открыт!» и открытые машины со «звёздоплавателями» едут по городу, люди приветствуют их, бросают цветы. Если сравнивать с реальными событиями, то по картинкам – точное описание встречи Юрия Гагарина, вернувшегося из полёта в космос в 1961-м. Такое будущее предлагал нам отечественный кинематограф в 1936 году.
В это время в Европе уже вовсю пропагандировались идеи фашизма. В Дахау уже был создан концлагерь, разрастался Британский союз фашистов, уже написана «Майн Кампф» с одобрением евгенистических теорий. Но внимание наших людей направлялось не на это. И не потому, что руководители страны «закрывали глаза» на всё происходящее, а потому, что «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». И похоже наша лодка называлась «Светлое мирное будущее для человека»
Фильм второй. Тоже чёрно-белый. Ещё в самом начале меня удивил кадр с самостоятельно парящим в небе куполом Белого дома. Ну и начинается всё на военной базе ВВС США, где готовятся к испытанию новых ракетных машин Х-80. Лётчик-испытатель, превысив максимальную скорость полёта, пролетает через тоннель времени (при этом на экране наблюдается эффект раздвоения летательного аппарата) и попадает в 2024 год. Приземляется на разрушенный аэродром, видит вокруг руины. Такую картинку западные режиссёры любят показывать и в современных фильмах. Его берут в плен люди будущего и приводят к «владыке в Цитадель». Выглядит всё чинно-благородно. Вот только пилота всё время норовят казнить, а на его вопросы не отвечают.
На помощь приходит прекрасная девушка – дочь владыки, и выясняется, что в связи с ядерными испытаниями нарушилась целостность атмосферы Земли и в 1971-м на Землю обрушилась космическая радиация. Самые достойные спаслись в убежищах, но потеряли способность размножаться и говорить. Остальные мутировали и живут под землёй, убивая друг друга. Девушка (единственная, кто сохранил способность к размножению), встав на защиту пленника, предлагает оставить его для продолжения рода. Однако пилот находит способ сбежать и вернуться в свой 1960 год чтобы предупредить землян об опасности. Однако, вернувшись, он моментально стареет и умирает, не успев ничего сказать. Конец фильма.
Если продолжить логику сюжета, то оставшись без предупреждения, земляне вряд ли смогли отменить событие, о котором рассказывает фильм.
Сколько людей после просмотра пришло к такому же выводу? Сколько из них согласилось? Сколько пришло в ужас? Сколько энергии попытались «слизнуть» авторы для воплощения киношного сценария в жизнь? В случае с этим фильмом даже не хочу предполагать, какое название было придумано для «лодки».
Знаю только одно, что сейчас, понимая, какую силу имеет образное формирование реальности и будущего, я очень внимательно отношусь к тому, что смотрю. И после просмотра проверяю своё эмоциональное состояние: согласна я или нет вкладываться в то, что мне предложили с экрана. Чего и вам желаю!
Мiр вашему дому!
Ирина Михайлова
#заметкинаполях #фильм #формированиереальности #образы #согласия #выбор