Всем привет, друзья! Сегодня у нас веселая тема - от «компьютера будущего» до «убыточной ямы». И вот ведь, что интересно. Бывают изначально привлекательные идеи, но они почему-то проваливаются после разработки.
Так произошло и с «умной» колонкой от Amazon. Почему? Давайте разбираться!
С вами канал “Цифровое просвещение”. Здесь трём за все, что связано с ИТ-сферой. И, да, у нас есть печеньки. Так что велком на темную сторону!
Начинали за здравие…
2014 год. СМИ и мировая паутина трубили о помощнице Alexa, ей пророчили светлое будущее. Однако через некоторое время отдел айти-гиганта начинает терпеть миллиардные убытки, так как изначальные промашки в бизнес-плане привели к необратимым последствиям.
Да, задумка была неплохой! Мир с удивлением взирал на “умную” колонку колонку Echo с голосовым помощником Alexa. Журналисты тут же пафосно обозвали инновационное изобретение девайсом будущего и чуть ли пришествием фантазий из кинофраншизы “Звездный путь”.
Скептики кривили губы и крутили пальцем у виска, теряясь в догадках, реально ли будут клиенты “пытать” аппарат, какой сегодня день и сколько чашек кофе в день рекомендуют врачи.
Но прогноз скептиков не оправдался. Люди реально именно за этим и покупали “умные” колонки. Увы, но в чем-то пессимисты были правы, стабильностью бизнес не отличался.
Первые два года продажи Amazon составили 5 млн штук устройств первой серии, а в 2021 году эта цифра перевалила за 65 млн штук. Однако специалисты отдела, которые работают над колонкой голосовым помощником Alexa, продолжают фиксировать убытки
По самым скромным подсчетам экспертов WSJ, пять лет подряд экономисты подсчитывают убытки в размере $5 млрд. А в первый квартал 2022 года “порадовал” владельцев минусом в размере $3 млрд. Новый год менеджмент будет праздновать антирекорд с результатом $10млрд.
Если до этого Amazon как-то пыталась совладать с реальностью и боролась только с отделами аппаратной разработки, то этот год ознаменовался оптимизаций персонала в размере 10 000 увольнений. В первую очередь “пропололи” отделы Echo и Alex. Впрочем, не удивляет!
История «кризиса»
Увы, но причиной столь плачевных финансовых показателей стала типичная ошибка технокомпаний. Высокие технологии сами по себе не гарантируют прибыли без грамотной бизнес-модели.
Вот почему борется за место под солнцем Twitter со своими 300 млн подписчиков, а также приносит какие-то жалкие миллионы WhatsApp с аудиторией 2 млрд человек, а ведь за компанию мистер Цукербергу отвалил $19 млрд в 2014 году. В общем, все что-то ищут и пашут.
За восемь лет непрерывных доработок “умная” колонка Echo не стала “универсальным солдатом” айти-фронта. Более того, гаджет не выполняет даже изначальных хотелок своих создателей.
Напомним, что Amazon хотела получать прибыль не от гаджета, а через покупки с его помощью. То есть продам колонку по себестоимости, а прирученный потребитель заказывает через нее все, что душа пожелает.
Джефф Безос посчитал колонку «детищем» и продвигал ее, как часть интерфейса маркетплейса Amazon. Глава компании составлял маркетинговые программы, планировал продвижение и уточнял, какое время отклика Alexa, а также предлагал внедрять возможности помощника для микроволновых печей.
Первым появлением Echo с Alexa в массмедиа стал ролик, где женщина просит добавить оберточную бумагу в онлайн-корзину.
Лишь спустя четыре года всплыли недостатки колонки:
- Так, товар при добавлении в корзину не отражал картинок и отзывов;
- Нейросети заказывали покупателям то, что они и не думали брать. Например, в 2017 году одна девочка 6 лет попросила у колонки кукольный дом за $1700, новость тут же разлетелась по ТВ. Как только “умная” колонка слышала знакомый сюжет, то принималась выписать в корзину аналогичную товарную позицию.
Также пользователям не нравился “шпионаж” колонки за их интересами, предпочтениями, хобби и т.д. Отработка же гипотезы, что ежедневные приказы через колонку что-то скажут о клиентах ничего не дала. От многочисленных приказов включить/отключить таймер товарооборот компании не увеличился.
К 2018 году вместо идеальной картинки из будущего отдел Echo стал напоминать убыточную яму». В связи с этим штаб принял непопулярные решения:
- 2019 - прекращен найм в отдел разработки “умных колонок”;
- 2020 - охладел к новинке и продвижению лично Безос;
- функционал быстрых голосовых команд после интеграции в Uber, Disney и Domino's Pizza оказался бесполезным приколом и в 2020 году его даже изъяли из прогнозов продаж.
Коротко о будущем
Пока на фоне пустых обещаний гендиректора Amazon Эндрю Джесси продолжать вдыхать жизнь в умирающий проект, реальных доказательств этому нет. Помог этому и уход изначально причастных к разработке топ-менеджеров - президента «дочки»-разработчика Lab126 и вице-президент Alexa.
В Индии и США в течение 30 м 200 (!!!) дней клиенты не могли получить исправление бага быстрых команд по добавлению товара в корзину.
Что дальше? Переход на более дорогие гаджеты. Так, очередным любимцем Безоса вместо Echo стал домашнего андроида Astro за $1500 (колонка стоит $99). Но эксперты скептически относятся к этой затее.
Вместо этого они рекомендуют взять пример с Apple и довести до ума колонки, увеличить их стоимость до нескольких сотен долларов и продавать уже нормально функционирующие устройства раз в 2-3 года.
Впрочем, журналисты отмечают проблемы не у одной только Amazon. Так, Google Assistant также не угадал с быстрыми голосовыми командами и без какой-либо внятной монетизации быстро свернул развитие отдела разработки.
Мутят воду и многочисленные стартапы со схожими идеями. Так, проект Yoto, чья “умная” колонка общается с клиентом посредством…карточек. Что отрезало часть клиентов у грандов. И если для ветеранов отрасли каждый шаг - это риск, то для новичков - всего лишь проверка гипотезы.
Всем высоких скоростей и удачи!
Другие наши полезные статьи:
Актуальные альтернативы мобильного браузера Google Chrome для Android
SIM-карта, не все так просто!
Как бороться с "тормозами" OC Android на смартфонах