Если вы когда-нибудь находились в храме, где во время службы поют два хора, стоящие в разных частях помещения, то могли почувствовать этот эффект. Люди его открыли давно и использовали в основном в религиозных ритуалах для того, чтобы достичь определенного стояния. Биение барабанов, настроенных определенным образом, пение шаманов, хоров – все это работало, и до сих пор работает эффективно для конкретной цели – погрузить человека в определенное состояние, при котором происходить «духовное очищение». Что за этим ощущением кроется, тогда никто не знал. Но люди выходили после таких ритуалов вдохновленные, отдохнувшие, испытавшие катарсис, который действительно давал ощущение перезагрузки, очищения сознания.
Научными исследованиями этого эффекта в 1950-х годах занялся американский радиоинженер Роберт Монро. Сейчас его открытия развивает и продолжает изучать Институт Монро в США.
Суть открытия, если говорить простым языком, заключается в том, что звук разной частоты, попадая отдельно в правое и левое ухо, воздействует на разные полушария головного мозга. В результате – возникает так называемые бинауральный эффект: в нашей голове появляется звук, который мозг как бы сам «дорисовывает». Например, если подать в одно ухо звук с частотой 100 герц (звук, как мы знаем, это волна, в данном случае совершающая 100 колебаний в секунду), а во второе ухо – звук с частотой 105 герц, то в голове мы «услышим» фантомный звук с частотой в 5 герц, то есть соответствующие разнице частот.
Оказалось, что полушария мозга синхронизируют с этими звуковыми волнами свою электрическую активность и начинают работать относительно друг друга тоже с частотой 5 герц. Это назвали бинауральными ритмами. В этих «биений» мозг постепенно погружается в состояние, близкое к медитации. Это открытие дало начало целой сфере исследований о влиянии бинауральных ритмов на сознание. В результате исследователи выяснили, что существуют и другие состояния, которые условно разделили на альфа-, бета- и гамма-, тета- и дельта-ритмы.
Говорят, что кошки всегда живут с альфа-ритмами (7-13 герц). Это состояние расслабленного бодрствования, или моменты перед пробуждением и засыпанием. Гамма-волны (более 40 герц) – это сильная, наряженная умственная активность при решении каких-либо сложных задач, а также наше сознание в состоянии страха. Представляете, что происходит с мозгом, который «трепыхается» с частотой более 40 колебаний в секунду?! Дельта-волны (мнее 4 герц) – это состояние глубокого сна без сновидений, вплоть по потери ощущения собственного тела.
Для нас и для исследователей самое интересное состояние, это, конечно, тета-волны. В этот момент человек, который находится во сне видит яркие цветные картины и образы, либо находится в глубокой медитации. Еще это называют фазой быстрого сна или REM-сны (rapid eye movement). В этот момент мозг «активничает» сам по себе, без нашего участия. И в этот момент у нашего сознания нет ограничений – оно может рождать гениальные идеи или комбинировать совершенно нестандартные образы, мысли, соединяя их в самые необычные сочетания, выстраивать новые связи. Оно работает без страха – легко и непринужденно.
И очень близкие к этому состоянию - моменты вдохновения. Для музыкантов, художников, ученых, менеджеров, которые практикуют творческий подход к решению сложных задач, долго их вынашивают, думают над ними, и казалось, бы загоняют сами себя в тупик своих же банальных идей. Но в какой то-то момент, неожиданно, как им кажется, находят решение, мысль, мелодию.
В музыке состояние альфа- и, иногда, тета-ритмов достигается во время импровизации. Ты садишься за инструмент и… отпускаешь свое сознание и свои пальцы на волю случая. Мелодии рождаются словно сами по себе.
Это работает и в обратную сторону – с помощью специально подобранных звуков, направленных в разные динамики наушников, или колонок (но лучше наушников), можно погрузить слушателя в определенные состояния или хотя бы приблизить к нему. Этот эффект используют некоторые музыканты, создающие произведения для медитации, расслабления или наоборот для концентрации внимания, сосредоточенности. Среди наиболее известных авторов и исследователей, давно изучающих эти явления – Джеффри Томпсон. Пример его музыки с соответствующим эффектом – ниже. Но нужно слушать в наушниках и, желательно полностью. Еще рекомендуют выпить стакан воды до и после, как при медитации. Чисто для восполнения энергии.
Ну, и конечно на сеансах музыкальной терапии я погружал участников в эти состояния во время предварительной настройки в начале занятия – слушали небольшое произведение вместе, так и с помощью непосредственно игры за роялем. Музыка сама все делает. Садишься, пробуешь нажимать клавиши, сначала робко, а потом сам чувствуешь, куда следует идти мелодии, и. наконец, мы вместе импровизируем. Наступает момент чистого творчества. Сознание откликается мгновенно и входит в это заветное состояние легкости, непринужденности и отсутствия страха.
Может показаться, что эти игры с сознанием опасны. Да, это так, если использовать эти знания в деструктивных целях. И попытки такие были – «играть» с частотами и, соответственно, с психикой слушателей на рок-концертах в отвязных 60-х в Европе и США.
Понимая всю ответственность, мы делаем это крайне бережно и осознанно. В крайнем случае, можно просто встать и уйти в момент дискомфорта. И еще есть некая надежда и на «сарафанное» радио, и одновременно, гарантия: если будет плохо – об этом в наш информационный век быстро узнают и «примут меры». А мы просто останемся без Вас – наших участников.
Но лично мое желание помочь – искреннее. Это доказано опытом и отзывами. А к процессу рождения музыки я отношусь как к сакральному действу, не уступающему по силе и значимости молитве или медитации.