Найти тему
Додо Дневник

Dodo IS: сердце, мозг и основа Додо

Оглавление

Мы иногда говорим, что Додо — IT-компания. Об этом можно почитать в блоге Федора Овчинникова, услышать в наших роликах или от сотрудников. Почему, ведь здесь же продают пиццу, разве нет? Да, но также большая команда разработчиков ежедневно работает над системой Dodo IS. А что это такое и почему это важно расскажет IT-разработчик Степан Гранкин.

Всем привет, меня зовут Степан. В Додо я влюбился еще в 2018 году, после одной конференции. Мне понравилось, что компания такая интересная, открытая, с классными задачами. Очень хотел туда попасть, в 2020 году это удалось. Уже 2 года я, как и другие разработчики в Dodo Engineering, занимаюсь Dodo IS и сейчас вам об этом расскажу.

Dodo Engineering — место, где создается магия

Dodo Engineering — сообщество очень заряженных, целеустремленных и крутых людей. Они воплощают свои идеи, амбиции и совместными усилиями делают невероятные вещи. Например, вы видели приложение Дринкит? Это кстати наша сеть кофеен. Обязательно заходите, если вы в Москве или Самаре. Так вот, там есть прикольные анимации и кофейные зёрна с предсказанием.

Другой пример — встроенные игры в приложении Додо Пиццы. Сделал заказ, а пока ждешь — можешь развлечься и поиграть. Как минимум, ты интересно проведёшь время, а максимум — что-то выиграешь. Вот только что у нас закончилась игра «Хвостики», где можно было растить своего питомца. Многим, я знаю, полюбились «Приключения Мандаринчика». Эту игру мы делали в конце 2021 года. Уверен, что к Новому году тоже будет что-нибудь интересное.

В Dodo Engineering я занимаюсь таким компонентом как «Менеджер смены». Это часть системы, которая позволяет людям в наших ресторанах управлять сменой. Еще наша команда занимается внутренними уведомлениями на кухне. Если вдруг вы, находясь возле кассы, слышали что-то в духе «Молодцы» или «Так держать» — это внутренняя система уведомлений, которую мы разработали. Она оповещает пиццамейкеров о новых заказах, помогает держать темп и хвалит, если все пиццы получаются вовремя. Кстати, у нее даже имя есть — Оленька.

Причем тут Dodo IS и что это вообще такое?

IS дословно расшифровывается как информационная система. Соответственно Dodo IS — это информационная система Додо. Кажется, что IS — что-то неосязаемое, что находится где-то в облаке или устройствах, но так или иначе мы с ней взаимодействуем каждый день. Ну начну по порядку.

Dodo IS — это некий помощник всех, кто работает в наших ресторанах: от курьера до партнера-франчайзи. Система учит, как организовать работу на кухне, помогает готовить заказы, учитывает запасы ингредиентов и отслеживает динамику выручки пиццерий. А еще Dodo IS — канал коммуникации с гостем. Контакт-центр, сайт, мобильное приложение, экраны со статусом заказов в ресторанах и прочие вещи, с которыми наши клиенты встречаются.

-3

В общем, это такая основа или платформа с самыми разными компонентами, которые позволяют работать всем пиццериям Додо: трекинг заказов, учет, управление сменой, рестораном и еще много всего. Даже составление графика и обеды сотрудников пиццерий вносятся через определенный раздел Dodo IS.

На этой платформе основывается и наша франшиза. Человек, который захочет стать нашим партнёром (как по пиццерии, так и по кофейне или донерной), сразу получит все необходимые компоненты для ведения бизнеса. Не надо задумываться о приобретении программного обеспечения, налаживать работу со сторонними компаниями. Наш франчайзи как из коробки достает систему, полностью готовую к использованию. В общем, получается, что Dodo IS — платформа цифрового франчайзинга.

Когда у Додо появилась Dodo IS?

Можно сказать, что Dodo IS появилась практически одновременно с созданием компании. В далеком 2011 году, в только что открывшейся Додо Пицце в Сыктывкаре, заработал первый компонент информационной системы — прием заказов. Вот видео, где молодой Федор как раз об этом рассказывает, можете посмотреть.

Так что Додо и ее информационная система — неотделимые вещи.

Спустя 11 лет к одному компоненту добавилось, конечно, очень много всего. Каждая часть системы, которая появилась, это что-то интересное, уникальное и заслуживает отдельного рассказа. Например, очень важный модуль — кассы. Можно было пойти простым путем и взять их у внешней компании. Но когда Додо так делало? Наши кассы разрабатывались внутри Додо, поэтому там нет ничего лишнего, только нужный для нас функционал. Мы точно понимаем, как все работает, и можем это контролировать.

Будь у нас продукт внешней компании, мы бы точно столкнулись со следующей ситуацией. Допустим, их система обвалилась. Такое бывает. Это напрямую влияет на нашу работу, но мы ничего не можем сделать. Остается только сложить лапки и ждать, когда кто-то придет и все починит. В случае с собственной информационной системой мы понимаем, что за проблема, и как быстро ее можно решить внутри компании.

Касса, конечно, важный модуль. Но у нас также появилось еще много всего крутого: электронная касса доставки, где курьеры могут выбирать заказы, сайт и мобильное приложение, где можно не только сделать заказ, но и играть. Это только то, что видимо для наших гостей и сотрудников. А сколько всего спрятано внутри!

И Dodo IS может падать

Конечно, и у нас бывают ошибки и провалы. Например, мы отправили уведомления, что в Додо новая акция. Клиенты зашли в мобильное приложение, посмотрели, заказали. Получилось, что на один компонент, мобильное приложение, резко началась очень большая нагрузка. Он больше не может обрабатывать столько информации и начинает работать хуже. На другие модули это не влияет, они функционируют дальше, но в системе все связано между собой. Так что может произойти эффект домино, который случился с нами в 2018 году. Тогда части системы начали отключаться одна за другой. Dodo IS буквально сгорела, как птица Феникс, и вновь восстала из пепла.

В тот момент мы запустили первую федеральную рекламную кампанию и сработало: увеличился поток гостей в ресторанах, количество пользователей на сайте и заказов. Однако система достигла своей максимальной производительности, и по цепочке все компоненты перестали работать. Вышло легендарно: мы привлекли людей, они пришли, а у нас все сломалось. Меня тогда подкупило, что Додо смогли подняться, проанализировали ошибки и открыто поделились своим опытом.

-4

Dodo IS постоянно обучается и становится лучше, но промахи все равно случаются. Например, в сентябре этого года. Мы знали, что будет большой поток заказов к празднику и готовились заранее. Делали оптимизацию системы и нагрузочное тестирование, но все равно 1 сентября Dodo IS работала плохо. К этому привели несколько факторов. Где-то мы не досмотрели — спрос, например, оказался больше, чем ожидали. Были моменты, которые зависели не от нас: в последнее время приходится менять одни программы на другие, а сам интернет в России иногда работает не очень хорошо. Но мы учимся сами, прокачиваем систему, стараемся предугадывать наперед.

Я говорил, что Dodo IS — это помощник всех, кто работает в наших ресторанах. В будущем мне хотелось бы, чтобы система стала еще продвинутее. Например, у Железного человека в костюме есть ассистент, который помогает ему быстро принимать решения в критической ситуации. Будет здорово, если Dodo IS станет таким же крутым ассистентом: сама будет безошибочно принимать решения и избавлять от скучных задач. Тогда люди будут заниматься своими более важными делами и делать больше вкусных пицц!

Что вам хочется узнать о нашей Dodo IS? Задавайте свои вопросы в комментариях, а я обязательно на них отвечу.