Сегодня Артем гонял на олимпиаду по информатике. Утром проснулись, а на улице минус 29. В школу он убежал пораньше, так как дорога дальняя.
Одели его тепло - в автобусе может быть холодно, а ехать почти целый час.
В восемь утра пишет его одноклассница - "У Артема телефон замерз и отрубился".
Ладно, значит, до школы дошел.
Время уже час дня. От Артема никаких известий. Видимо, батарея на холоде села окончательно. Благо они из класса ездили вдвоем. Пишем его однокласснице:
- Вы выехали?
- Да, через полчаса уже будем.
Приехал.
Спрашиваю:
- Трудно было?
- Очень. Ни одного задания не понял. Делал наугад.
В ближайшее время ему ехать на обществознание (вроде как).
Только не подумайте, что он какой-то спец по этим предметам, просто у нас самая обычная деревенская школа. В каждом классе есть определенный костяк учеников, на которых и возложена почетная миссия участия в районных олимпиадах. И если в городе в этот костяк могут входить 10-15 учеников, то в деревне их всего 2-3 в классе. Вот и приходится учителям каким-то образом распределять этих учеников на олимпиады, чтобы все поучаствовали "равномерно".
Издалека это напоминает "жеребьевку" в дворовом футболе:
- Я Лёху беру!
- А я Димона!
- Тогда я Стаса толстого.
- А второго Димона.
- Машка пусть за нас играет.
- Тогда за нас Ванька и Санька, их Машка двоих уделает.
Когда я сам учился в школе, меня ни разу не послали на олимпиаду по предмету, в котором я более-менее был силен.
Но меня посылали по тем предметам, где вообще никто не соображал. Думали, что я чего-то там всё равно напишу.
А вообще, конечно, к олимпиадам нужно готовиться. Даже не так, нужно быть сильно увлеченным по определенной науке, чтобы претендовать на первые места.
Я нисколько не совру, если скажу, что в деревне наблюдается эффект "шапкозакидательства".
Это было всегда - когда я был учеником, когда я работал в школе, сейчас то же самое. Но и винить в этом кого-то совершенно нет смысла, так как это просто особенность проживания в малонаселенной местности.
Вот, к примеру, типичный случай:
Приходит Артем из школы и говорит
- Я сегодня на физкультуре прыгнул дальше всех.
- И чего?
- Ну так всех!
- Вот если бы ты в районе прыгнул дальше всех, это было бы дело. А если бы в области, это было бы еще лучше.
Также и по школьным предметам:
- Да я там всё знаю, да я там всё решу, - говорят наши школьники (особенно перед экзаменами).
Потом приезжают, а там задания "для академиков".
Или вот - в далеком 1996 году мы приехали на соревнования. Обычный кросс по лесу. Смотрим, там городские школьники разминаются. Вместо штанов - лосины. Нам смешно от этого, мол, "чего там с ними соревноваться, сейчас всех сделаем". А фигушки. Стартанули мы здорово, но быстро сдохли. Только эти школьники в лосинах с пяти лет в спортивную школу ходят, а мы за коровами бегаем.
Я своего уже давно настраиваю, что нужно смотреть как можно шире. Не нужно ограничиваться достижениями на своей малой территории. Если не видишь мир, это не значит, что он маленький.
Сейчас, к счастью, есть возможности нашим деревенским школьникам немного приспособиться к этому "большому миру". Даже этот опыт поездок на олимпиады будет хорошим уроком того, что нужно ставить чуть более высокие задачи. Это здесь дома ты молодец, а там на чужбине таких "молодцов" каждый второй. Чтобы быть лучше их, нужно прилагать больше усилий.
Вот когда будешь сильнее сильных и умнее умных, вот тогда настоящий молодец.