Хотелось бы продолжить разговор о фаворитах императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761). Мы уже говорили, что за скудостью первичных источников представления об увлечениях юной Елизаветы очень приблизительны и пропитаны мириадой противоречивых слухов. (см. Петр второй, Елизавета и Бутурлин – любовь, страсть и дружба.) В данном очерке мы обсудим один заслуживающий внимания источник, который привносит "старомодный" романтический ракурс в портрет дочери Петра Великого.
При просмотре книги 1911г. “Из прошлого. Исторические материалы лейб-гвардии Семеновского полка”, я наткнулся на биографию прапорщика Семеновского полка Алексея Яковлевича Шубина (1707-1766). Напомню, что это тот самый фаворит Елизаветы, который был сослан от цесаревны прочь аж на Камчатку в правление Анны Иоанновны. Офицеры - историки Семеновского полка сочли за честь принадлежность к семеновцам Шубина и собрали большой исторический материал о нем.
Чем интересна эта книга? Оказывается, Шубин стал близким другом Елизаветы заметно раньше, чем пишут исследователи жизни Елизаветы Петровны. Объясню эту неосведомленность ряда специалистов тем, что по сфере своих интересов "гражданские" историки далеки от военных архивов и не оценивают их значимость. А выводы из “семеновских” бумаг очень значительны. Алексей Шубин играл огромную роль в личной жизни цесаревны до 1730г., а потому Семену Нарышкину и даже Александру Бутурлину надо бы в их жизнеописаниях как любовников дочери Петра потесниться. Художественно (но не фактологически) верно роман Шубина и Елизаветы, кстати, изображен в последнем сериале "Елизавета" и, к чести его создателей, хронологически он довольно близок к действительной истории.
Но обратимся к тексту "семеновской" книги. - “Поступив “по определению” генерал-майора Дмитриева Мамонова 26 февраля 1724 года в Семеновский полк из “дворянских детей”, он (Шубин) был определен в гренадерскую роту гренадером. Произведенный в 1726 году в капралы, Шубин уже 25 октября 1727 года был пожалован в сержанты по Именному Ея Императорского Величества указу. Случаи такого быстрого повышения по службе бывали в полку не часто: своей карьерой Шубин был обязан тому, что откомандированный ко двору Цесаревны Елизаветы Петровны, он быстро обратил на себя внимание и вскоре сделался близким лицом к Цесаревне. ( В то время солдаты и унтер-офицеры гвардейских полков постоянно откомандировывались к высокопоставленным лицам).
Близость эта, пока жива была Императрица Екатерина 1 (умерла 6/17 мая 1727г. – О.Д.), держалась в строгой тайне, и была известна только очень немногим лицам. Но уже через полтора года, Шубин занимая должность казначея Цесаревны, показывается всюду с юною Елизаветой (ей ещё не было и 19 лет), сопровождает её на всех охотах, которыми так увлекался двор Петра II, и вместе с небольшим кружком придворных, окружавших Елизавету, уединяется на целые недели в загородном имении Цесаревны.”
Итак, открытый роман Шубина с Елизаветой источник Семеновского полка, опирающийся в т.ч. на послужной список нашего героя, относит на 1728 год, что раньше конца 1729-1730гг, - периода, о котором предпочитают писать другие историки (гражданские). При этом очевидно, что другие записные фавориты Бутурлин и Нарышкин должны знать о страстном увлечении Елизаветы чуть ли не с самого его начала – с 1727г.
Подтверждает эту версию следующая история августа-сентября 1728г., которую поведали в своей переписке иностранные дипломаты. Сначала вам покажется, что истинный любовник Елизаветы – это её камергер Александр Бутурлин. Но это весьма спорный тезис, и почему - вы сами увидите ниже.
Читаем Письма о России испанского посланника Лирия. – 5/16 августа 1728г. “Царь (Петр II) уже меньше интересуется принцессой Елисаветой, своей тёткой; он не выражает ей прежнего внимания и реже входит в её комнату. Генералу Бутурлину, фавориту принцессы ( и как говорят её рабу) приказано не являться в комнаты Его Величества. Все благонамеренные люди радуются уменьшению царского фаворитизма, которая четыре дня тому назад отправилась пешком за 10 или 12 миль (испанских - О.Д.) на богомолье, только в сопровождении одной дамы и Бутурлина. ”….
19/30 августа 1728: “Принцесса Елисавета возвратилась с богомолья три дня тому назад и теперь лежит в постели, несколько нездоровая от дорожного утомления. Она теперь в дурных отношениях со всеми.. ” Далее на придворных празднествах 5 и 16 сентября по нов.стилю 1728г. Лирия находит признаки сильного охлаждения отношения Царя к цесаревне. Мы находим, что в этих откровениях испанца есть лишь подтверждения любовных успехов Бутурлина и ревность Царя? И ничего больше? - Нет, нет, нет, не всё так просто, как вам нарисовали.
Читаем письмо французского посланника Маньяна от 2/13 сентября 1728г. “Царь, видимо, относится теперь очень холодно к принцессе Елизавете, что объясняют не столько соображениями здешнего молодого Государя о личном поведении этой принцессы, сколько его вниманием к своему любимцу князю Долгорукову, к которому, как говорят, эта принцесса была неравнодушна; сближение же её с одним гренадером, зашедшее, как полагают некоторые, должно быть слишком далеко, стало лишать её со дня на день расположения Царя, особенно, когда с такой заботливостью отдаляли её от него, а главным образом с тех пор, как она, несколько недель тому назад, отправилась пешком на богомолье в монастырь, за 60 вёрст отсюда, и единственным побуждением к такому путешествию было желание испросить для этого гренадера исцеление от недуга, который сильно хворал в это время.”
Итак, в свете французского сообщения Бутурлин выступает здесь скорее в роли верного слуги-телохранителя, чем фаворита. Бутурлин (1694-1767) по своей должности должен находиться при цесаревне в долгом путешествии. Криминал в другом. Вы еще помните про сословные предрассудки той эпохи? Где по положению в обществе цесаревна и где гвардеец-сержант, пусть даже из дворянских детей? Искренний религиозный порыв Елизаветы помочь любимому не остался незамеченным при дворе. Долгое отсутствие здесь и ради кого! - это вызов нравам и приличиям. В сообщениях других послов также проскакивает, что именно этот серьёзный роман с простым гренадером, в котором без труда проглядывается Алексей Шубин, стал сильным ударом по репутации Елизаветы.
Можно, конечно, допустить, что юная Елизавета тасовала любовников, или партнеров, как перчатки. Или в своих переменах привязанностей она была похоже на Кармен у Бизе. Может и так, но мне лично ближе романтическая версия. По совпадению или нет, подобной романтической точки зрения придерживается и режиссер сериала “Елизавета” Дм.Иосифов, который устранил из списка любовников цесаревны Семена Нарышкина. Согласитесь, что это совершенно новый портрет императрицы, если у ней был только один настоящий роман с рубежа 1726/1727гг. по 1730.
Российский Престол в начале 1730 года после кончины Петра II передан курляндской герцогине Анне Иоанновне. Объективно Елизавета выступает её соперницей, поэтому новой императрице близкие люди из гвардии вокруг её милой кузины Елизаветы стали не нужны. 21 апреля ( 2мая) 1730 года, он (Шубин) по Именному указу “из полку выключен и от полковой службы отставлен вовсе, а при отставке дан ему ранг гвардии прапорщичей”. Но Шубин остается в Петербурге, свидания с Елизаветой продолжаются и пылкий, увлекающийся красавец снова компрометирует и Цесаревну и себя, но уже “неосторожными речами” о замышляемом перевороте. Его сначала ссылают в Ревельский гарнизон. А 5/16 января 1732 предписано сослать Шубина в Сибирь.
Взойдя на престол в 1741г. Елизавета тут же постаралась вернуть сердечного друга обратно. Но никто точно не знал, куда его сослали. Наконец, фельдмаршал Миних подсказал, что он должно быть на Камчатке. По этому поводу рассказывается предание - "посланный объездить почти все тюрьмы, уже было отчаялся найти Шубина “наконец, возвращаясь в Россию, посетил он вторично одну тюрьму, переспросил опять всех и с отчаянием воскликнул: Что же скажет наша императрица Елизавета Петровна, если я не привезу ей Шубина?” – Что? Вскричал один из арестантов, “если императрица теперь Елизавета, то я – Шубин.”
“По прибытии Шубина (весной 1743) ему отвели квартиру во дворце; её Величество Императрица пожаловала ему орден Александра Невского, а в прошедший понедельник назначила его премьер-майором Семеновского полка с производством генерал-майоры армии”. Милости сыпались на Алексея, но он приревновал царицу к тезке - бывшему певчему Алексею Разумовскому, вышел в отставку в чине генерал-поручика и уехал в свое имение. Вероятно, в каком-то виде эту романтическую историю мы увидим ещё в новых сезонах сериала Елизавета.
Продолжение о Елизавете и её времени следует
Подборку Сериалы России см. на моем канале здесь и Дискуссии по истории, к которым относится обсуждение роли А.Шубина, здесь. Смотрите обзоры по историческим фильмам на Друг Истории
Познавательна ли статья? Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики. Признателен за поддержку
Душин Олег, журнал №143, Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канал Друг Истории.