Новый выпуск о достижениях (и не только) столичного метростроения. Что нового произошло за прошедший месяц? Собрали основные события в нашем дайджесте:
Топ-5 новостей за прошедший месяц
1. Технический пуск Северо-Восточного участка БКЛ
В последний день осени 2022 года состоялся технический пуск Северо-Восточного участка Большой Кольцевой линии Московского метрополитена. Мэр Москвы проехал на первом поезде по всему участку от «Электрозаводской» до «Савёловской» БКЛ, который включает 3 новые станции: «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники».
Технический пуск символизирует собой окончание основных строительно-монтажных работ и начала заключительного этапа - пуско-наладочных работ, нескончаемого процесса устранения бесчисленного множества замечаний и ввода участка в эксплуатацию. И только в первом квартале 2023 года северо-восток БКЛ откроется для пассажиров.
"Строительство Большой кольцевой линии метро вошло в свою завершающую стадию. Сегодня мы запускаем северо-восточный участок - пробный пуск. Это один из самых сложных участков в истории метростроения. В ближайшее время, до конца года, мы осуществим технические пуски восточного и южного участков. Нам необходимо будет подготовить к запуску девять станций метрополитена, 11 перегонов. Кроме того, необходимо будет достроить и запустить два крупнейших электродепо для эксплуатации всего комплекса БКЛ», - сказал Собянин.
Я уверен, что в I квартале следующего года после сложных пуско-наладочных работ, которые включают в себя проверку автоматики, телемеханики, управления систем энергоснабжения, запуск сюда большого количества поездов, обслуживающего персонала, Большое кольцо замкнется и будет работать уже в полном режиме. Все три новых участка (Северо-Восточный, Восточный и интегрируемая Каховская линия) будут запущены одномоментно", - подчеркнул мэр.
Большой фоторепортаж с новых станций здесь.
2. Открылся второй выход станции метро «Окружная»
Радостным и столь долгожданным событием для пассажиров севера Люблинско-Дмитровской линии стало открытие северного вестибюля станции «Окружная».
3 ноября мэр Москвы открыл северный вестибюль 🚇 станции метро «Окружная» 🔟 Люблинско-Дмитровской линии с пересадками на одноименные станции МЦК/МЦД.
Также открылся для пассажиров и второй вестибюль 🚊 станции «Окружная» МЦД-1.
Время пересадки на "Окружной" между метро, МЦК, МЦД и Аэроэкспрессом сократилось до 5 раз.
"Ещё в 2015 году в районе нынешней "Окружной" действовала лишь одна старенькая платформа Савеловского направления без навеса, которой пользовались чуть больше 2 тыс. человек в день.
В рамках нашей совместной программы с РЖД мы создали на "Окружной" крупнейший транспортно-пересадочный узел севера Москвы – три современные станции метро, МЦК и МЦД-1, а также здесь останавливаются поезда Аэроэкспресса и проходят маршруты наземного транспорта. К этому надо добавить две скоростные магистрали – Московский скоростной диаметр и Северо-Западную хорду, которые также проходят в этом районе. В результате ТПУ "Окружная" пользуются в 20 раз больше пассажиров – свыше 43 тыс. человек в день.
Сегодня первых пассажиров примут два очень важных инфраструктурных объекта – северные (вторые) вестибюли станций метро и МЦД-1. Благодаря им пересадка на ТПУ "Окружная" станет до 5 раз быстрее и будет занимать всего 2-3 минуты", – отметил Сергей Собянин.
По словам мэра, строительство северного вестибюля станции "Окружная" стало одним из сложнейших проектов в истории московского метростроения. Из-за тяжелейших геологических условий 100-метровый наклонный ход будущих эскалаторов пришлось прокладывать практически вручную. Очень важно и то, что работы выполнялись без остановки движения поездов. Московские строители блестяще справились с этой задачей.
Строительство второго выхода станции заняло 4,5 года. Всю историю строительства объекта мы рассказывали здесь.
3. Первый поезд в электродепо «Нижегородское»
Продолжается процесс ввода в эксплуатацию ещё одного депо на Большой Кольцевой линии - электродепо «Нижегородское».
На парковых путях работали габаритный вагон и пробный поезд. Несколько дней состав проводил накатку уложенных путей.
По соединительной ветке и путям депо уже проехал хозяйственный поезд с габаритным вагоном. Приступить к следующим этапам ввода депо можно только при положительном результате диагностики путей и габарита тоннелей.
По плану, «Нижегородское» откроется вместе с оставшимися участками БКЛ в первом квартале 2023.
Напомним, всего на БКЛ будет собственных депо - «Замоскворецкое» (действует), «Нижегородское» (ввод в конце этого года) и «Аминьевское» (ввод в 2023).
Фоторепортаж из депо в двух частях:
4. Утверждена АИП на ближайшие 3 года
Опубликована новая АИП (Адресно-Инвестиционная Программа) на 2022-2025гг.
Давайте пристально изучим документ и проанализируем перспективы развития Московского метрополитена:
Всего на развитие транспортной системы г. Москвы в 2022-2025 гг. планируется выделить (в скобках указаны изменения по сравнению АИП 2021-2024):
2022: 494 млрд. руб. (+8 млрд.)
2023: 534 млрд. руб. (+22 млрд.)
2024: 390 млрд. руб. (-110 млрд.)
2025: 363 млрд. руб.
Остаток бюджетных обязательств на 1 января 2026 г.: 760 млрд. руб.
Таким образом, обновлённая версия программы подразумевает сокращение общего бюджета на развитие транспортной системы Москвы примерно на 25℅ как минимум в период 2024-2025 гг. Бюджет на 2022 и 2023 гг. при этом остается практически без изменений (и даже несколько увеличивается, но ниже уровня инфляции).
Из них на развитие сети метрополитена в бюджете закладывается:
2022: 264 млрд. руб. (-2 млрд.)
2023: 297 млрд. руб. (+16 млрд.)
2024: 150 млрд. руб. (-130 млрд.)
2025: 150 млрд. руб. (бюджетные обязательства на 2025-2026 гг. в прошлом АИП составляли 358 млрд. руб)
Остаток бюджетных обязательств на 1 янв. 2026г.: 591 млрд. руб.
Таким образом, урезание бюджета на период 2024-2025 гг. происходит в первую очередь за счёт планов по строительству новых линий и станций метро, вводится жесткий лимит в 150 млрд.руб/год, а при таком уровне расходов, такие перспективные проекты как метро в Троицк или метро в Бирюлёво, будут выполняться аж до 2029 года включительно. При этом на дорожное строительство в эти "кризисные" года по прежнему будет направляться по ~200 млрд. руб. ежегодно - впервые за долгое время город планирует тратить на новые дороги больше чем на развитие подземки. Развитие МЦД, кстати, вообще оплачивается из другого (федерального) бюджета, Москва оплачивает только некоторые мелочи, связанные с проектом (например, дополнительные пешеходные переходы). Оставшиеся в бюджете небольшие суммы идут на развитие наземного общественного транспорта (автовокзалы и т.д.), а также строительство инфраструктуры формируемых Транспортно-Пересадочных узлов.
Итак, согласно новому проекту бюджета, в течении 2023-2024 гг. в первую очередь будут достраиваться и вводиться уже начатые объекты:
💍 Большая Кольцевая линия (31 станция, 2 депо, общая стоимость 820* млрд., срок реализации 2011-2024**).
* Участок Авиамоторная-Нижегородская строился и достраивается по титулу Некрасовской линии.
** Линия разбита на разные титулы с разным сроком реализации (Савёловская-ДЦ 2011-2024 (откр. 2018), Хорошёвская-Кунцевская 2013-2024 (откр. 2021), Кунцевская-ПВ 2013-2023 (откр. 2021), ПВ-Каховская 2013-2024 (откр. 2021), Савёловская-Авиамоторная 2013-2024 (стр.), Каховская-Нижегородская 2013-2024 (стр.)).
Выполнено: 616,1 млрд. 2022: 87,8 млрд. 2023: 88,8 млрд. 2024: 27 млрд. Ввод в эксплуатацию оставшихся участков БКЛ так или иначе состоится в первой половине 2023г., однако в бюджете указаны определённые суммы (около 27 млрд.) включительно по 2024г. По всей видимости, сюда входят всяческие "доделки" - дополнительные выходы, пересадки и другая инфраструктура, порой невидимая для глаз обычного пассажира (электродепо и т.д.) ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ - В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2023г.
🛫 Солнцевская линия («Рассказовка» - «Аэропорт Внуково», 2 станции, общая стоимость 51 млрд., срок реализации 2019-2023). Выполнено: 14 млрд. 2022: 17,8 млрд. 2023: 19,2 млрд. ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА - В КОНЦЕ 2023г.
🔟 Люблинско-Дмитровская линия («Селигерская» - «Физтех», 3 станции, общая стоимость 55,7 млрд., срок реализации 2017-2024*). * Участок разбит на разные титулы с разным сроком реализации (Селигерская-Лианозово 2017-2024, Лианозово-Физтех 2019-2023). Выполнено: 28,5 млрд. 2022: 16,6 млрд. 2023: 7,6 млрд. 2024: 3 млрд. ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА - НА РУБЕЖЕ 2023-2024 гг. ⃣ Сокольническая линия («Коммунарка» - «Потапово», 1 станция, общая стоимость 23,2 млрд., срок реализации 2020-2024). Выполнено: 6,7 млрд. 2022: 6,9 млрд. 2023: 9 млрд. 2024: 0,5 млрд. ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА - НА РУБЕЖЕ 2023-2024 гг.
🏡 Троицкая линия («Новаторская» - «Коммунарка», 7 станций, общая стоимость 145,7 млрд., срок реализации 2015-2026*). * Участок разбит на разные титулы с разным сроком реализации (Новаторская-Бачуринская 2015-2024, Бачуринская-Коммунарка 2018-2026, Оборотные тупики в Коммунарке 2020-2023). Выполнено: 76,7 млрд. 2022: 28,1 млрд. 2023: 26,9 млрд. 2024: 12,9 млрд. 2025: - 2026: 1 млрд. ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА - НА РУБЕЖЕ 2023-2024 гг.
🏡 Троицкая линия («Новаторская» - «ЗИЛ», 4 станции, общая стоимость 117,3 млрд., срок реализации 2017-2025*). * Участок разбит на разные титулы с разным сроком реализации (Новаторская-Крымская 2017-2025, Крымская-ЗИЛ 2021-2025). Выполнено: 14,3 млрд. 2022: 25,3 млрд. 2023: 25,2 млрд. 2024: 33,3 млрд. 2025: 19,2 млрд. ОЖИДАЕМЫЙ СРОК ЗАПУСКА - 2025 ГОД.
💸 Рублёво-Архангельская линия («Шелепиха» - «Липовая Роща», 6 станций, общая стоимость 194,4 млрд., срок реализации 2021-2027). 2021: 2,6 млрд. 2022: 15,1 млрд. 2023: 6,7 млрд. 2024: 10,7 млрд. 2025: 52,2 млрд. Остаток на 2026-2027: 106,9 млрд. Вот тут интересно. На сегодня уже практически раскрыт котлован первой и активно разворачиваются работы на еще двух станциях. С осторожностью предполагаем разбитие на пусковые этапы по «Бульвару Карбышева», с запуском в 2025-2026 гг. от «Шелепихи» до «Бульвара Карбышева», а от «Бульвара Карбышева» до «Липовой Рощи» - в 2026-2027 гг.
Также в течении 2023-2024 планируется завершить реконструкцию имеющихся электродепо и достроить строящиеея:
💍 Большая Кольцевая линия: ТЧ «Нижегородское».
💍 Большая Кольцевая линия, ТЧ «Аминьевское». ⃣ Замоскворецкая линия, ТЧ «Братеево-2» («Южное»). ⃣ Сокольническая линия, ТЧ «Саларьево» («Столбово»). Через одну из четырех ССВ, сможет обслуживать и 🏡Троицкую линию.
Плавно переходим к еще не начатым объектам:
Кольцевая линия (строительство станции «Суворовская», общая стоимость 18 млрд., срок реализации 2019-2024). Выполнено: 0,5 млрд. 2022: 0,8 млрд. 2023: 8,2 млрд. 2024: 8,5 млрд. Таким образом, предположительный срок начала активного строительства - 2023г, запуска в эксплуатацию - в конце 2024г.
Арбатско-Покровская линия («Щёлковская» - «Гольяново», 1 станция, общая стоимость 26,8 млрд., срок реализации 2021-2026). Выполнено: 0,006 млрд. 2022: 0,3 млрд. 2023: 0,5 млрд. 2024: 0,5 млрд. 2025: 5,1 млрд. 2026: 20,4 млрд. Таким образом, предположительный срок начала активного строительства - 2025г, запуска в эксплуатацию - в конце 2026г.
🔟 Люблинско-Дмитровская линия (строительство станции «Южный Порт», общая стоимость 10,5 млрд, срок реализации 2023-2026). 2023: 1,5 млрд. 2024: 1,8 млрд. 2025: 2,8 млрд. 2026: 4,4 млрд. Таким образом, предположительный срок начала активного строительства - 2025г, запуска в эксплуатацию - в конце 2026г.
🏭 Бирюлёвская линия («ЗИЛ» - «Бирюлëво», 10 станций, 1 депо, общая стоимость 299,1 млрд., срок реализации 2021-2028*). * Строительство электродепо вынесено в отдельный титул с более жесткими сроками реализации - 2022-2026. 2022: 5,3 млрд. (из них 2,6 млрд. - на электродепо) 2023: 4,2 млрд. (из них 1,8 млрд. - на электродепо) 2024: 7,3 млрд. (из них 4,3 млрд. - на электродепо) 2025: 38,5 млрд. (из них 7,8 млрд. - на электродепо) Остаток: 243,8 млрд. (из них 9 млрд. - на электродепо) Таким образом, предположительный срок начала активного строительства - 2024-2025 гг., запуска в эксплуатацию - в 2027-2028 гг. Линия будет сдаваться сразу с собственным электродепо, его строительство должно завершиться уже в 2026г.
🏡 Троицкая линия («Коммунарка» - «Троицк», 6 станций, 2 очереди большого депо, общая стоимость 223,8 млрд., срок реализации 2022-2027*) * Строительство электродепо вынесено в отдельный титул с более жесткими сроками реализации - 2023-2026. 2022: - 2023: 0,8 млрд. (все - на электродепо) 2024: 6,7 млрд. (из них 4,4 млрд. - на электродепо) 2025: 26,2 млрд. (из них 12 млрд. - на электродепо) Остаток: 190,1 млрд. (из них 19,8 млрд. - на электродепо). Таким образом, предположительный срок начала активного строительства - 2025 г., запуска в эксплуатацию - в 2027-2028 гг. Строительство электродепо может начаться уже в 2024 и должно завершиться в 2026г.
В 2026-2027 годах также планируется проводить предпроектные работы по участку дальшейшего продления Рублёво-Архангельской линии в само Рублёво-Архангельское, а также по участку дальнейшего продления Бирюлёвской линии до Щербинки. Ну, и на всякий случай перечислим перспективные объекты, не вошедшие в программу бюджета на 2022-2026 г. (простым языком, при текущих реалиях, реализация этого всего "улетает" за 2030+):
- Центральный участок Калининско-Солнцевской линии (3 станции глубокого заложения);
- Центральный участок Троицко-Некрасовской линии (4 станции мелкого заложения);
- Центральный участок Бирюлёвско-Рублёвской линии (4 станции ка глубокого, так и мелкого заложения); - Труднореализуемое продление Сокольнической линии вдоль Щелковского Шоссе до п. Восточный;
- Продление Бутовской линии в Щербинку.
- Продление Бирюлёвской линии в Рязановское.
- Продление Троицкой линии до Красной Пахры;
- Продления Калужско-Рижской линии в Мытищи, по нашим данным, не планируется,
5. Первый месяц закрытия участка «Автозаводская» - «Орехово» Замоскворецкой линии. Что сделано на сегодня?
12 ноября 2022 года участок «Автозаводская» - «Орехово» Замоскворецкой линии метро закрылся для движения поездов аж на полгода.
В месте примыкания к станции «Царицыно» одного из перегонных тоннелей (I путь) со стороны станции «Кантемировская» (стык тоннелей квадратного и круглого сечения) последние месяцы в геометрической прогрессии усиливался объем водопритока, и службы метрополитена уже с трудом справлялись с последствиями поступающей в действующий тоннель воды. В связи с этим возникла необходимость в скорейшем проведении работ по полной замене тоннельной обделки.
Одномоментно начались работы на всём закрытом участке линии.
Ремонтно-восстановительные работы набирают обороты. На площадке над аварийным участком тоннеля строители возводят стену в грунте для последующего раскрытия котлована и демонтажа оболочки тоннелей (на языке строителей - тоннельной обделки).
В тоннелях на аварийном участке ведётся подготовка к выемке грунта. Уже демонтировано всё оборудование, установлены перегородки и рамы усиления, а также дополнительные насосы для откачки воды.
Приступили к ремонту подуличных переходов на станциях «Кантемировская», «Царицыно», «Коломенская». При этом на последних двух переходы уже были отремонтированы ранее, но качество работ, как и материалы оказались весьма удручающими, поэтому стены на «Царицыно» и «Коломенской» буду облицовывать повторно.
А вот на «Кантемировской» ремонт будет проводиться впервые. Вместо керамической плитки на стенах будет уложен мрамор, вместо асфальта на полу - гранит.
Также на станции «Коломенская» обновят отделку на путевых стенах. Предстоит заменить 1300 кв. метров облицовки на путевых стенах. Во время ремонта уложат однотонную ровную плитку желтого оттенка, будут сохранены металлические панно.
А теперь осмотрим все изменения за месяц на нашей схеме:
1) Общий вид на центральную часть схемы
2) 🏰Центральный сектор
💍Большая Кольцевая линия:
- ✅ Электродепо «Нижегородское» и служебно-соединительные ветви до «Нижегородской» готовятся к передаче на баланс метрополитена.
3) ↘Юго-Восточный сектор
Замоскворецкая линия:
- 🚫Участок «Автозаводская» - «Орехово» выведен из эксплуатации. На перегоне «Царицыно» - «Кантемировская» приступили к сооружению стены в грунте для котлована аварийно-восстановительных работ. На «Коломенской» приступили к замене отделки путевых стен.
4) ↙Юго-Западный сектор
🏡Троицкая (в перспективе - Троицко-Некрасовская) линия:
- ✅ Завершен демонтаж ТПМК S-484 "Людмила", ранее выполнявшего проходку второго тоннеля от «Вавиловской» до «Новаторской».
- 🎉 ТПМК S-831 "Марина" завершил проходку первого тоннеля от «Вавиловской» до «Академической».
- 🆕 ТПМК S-832 "Ольга", ведущий проходку второго тоннеля от «Вавиловской» до «Академической» (Троицкой линии), подобрался к конструкциям «Академической» (КРЛ), в связи с чем участок Калужско-Рижской линии от «Новых Черемушек» до «Октябрьской» будет закрыт до 7 декабря, из соображений безопасности при проходке нового тоннеля.
- ⚙ ТПМК S-328 "Светлана" приступил к проходке второго перегонного тоннеля от «Академической» до «Крымской».
- 🚜 На «Крымской» ведется подготовка к сооружению стены в грунте для демонтажной камеры для щитов с «Академической», а также для платформенной части станции.
- 🆕 Обновлены данные по проходке перегонных тоннелей от «ЗИЛа» до «Крымской».
- 🚜 Приступили к сооружению стены в грунте для котлована небольшого отрезка перегонных тоннелей от платформенной части «ЗИЛа» до границы проектирования на текущем этапе (задел для перспективного продления в сторону «Автозаводской»).
5) 🏢Новомосковский сектор
🏡Троицкая (в перспективе - Троицко-Некрасовская) линия:
- ✅ Завершены монолитные работы по верхнему перекрытию оборотных тупиков станционного комплекса «Тютчевская». Ведется обратная засыпка.
- ⚙ Практически завершены монолитные работы по верхнему перекрытию «Корниловской» (проектн. «Мамыри»).
Сокольническая линия:
- ✅ Завершены монолитные работы по верхнему перекрытию тоннелей подземной части перегона «Коммунарка» - «Потапово».
- ✅ Завершены монолитные работы по верхнему перекрытию рампы между наземной платформой и подземными оборотными тупиками «Потапово».
- ✅ Завершены монолитные работы по верхнему перекрытию камер съездов оборотных тупиков за «Потапово».
6) ⬅ Западный сектор
🛫Солнцевская линия:
- ✅ Завершены монолитные работы по верхнему перекрытию монолитного участка тоннелей в середине перегона «Пыхтино» - «Аэропорт Внуково» (бывшая монтажная камера).
На станции «Пыхтино» ведётся монтаж эскалаторов, на «Внуково» скоро приступят к отделке вестибюля и врезке в действующий подземному переходу "Гормоста" до аэропорта.
🚈МЦД-4:
- 🎉 Введен в эксплуатацию новый остановочный пункт «Мещерская» будущего Четвертого Диаметра, построенный заново и полностью соответствующий высоким стандартам МЦД.
7) ↖Северо-Западный сектор
💸Рублëво-Архангельская линия:
- ✅ Завершено раскрытие котлована «Народного Ополчения» (проектн. «Проспект Маршала Жукова»).
8) ⬆Северный сектор
🔟Люблинско-Дмитровская линия:
- 🎉 Введён в эксплуатацию второй выход и пересадочный вестибюль «Окружной».
- 🆕 Обновлены статусы всех притоннельных сооружений строящегося участка «Селигерская» - «Физтех».
- ✅ На «Лианозово» завершены монолитные работы в южном торце станции. Ведётся обратная засыпка.
На конечной станции линии «Физтех» продолжается сооружение свода.
🚈МЦД-1:
- 🚜 Приступили к строительству нового остановочного пункта «Лианозово» взамен действующего (который будет закрыт).
С полной версией схемы в формате документа можно ознакомиться здесь.
Прочие события:
В Лихоборах текут тоннели
20 ноября на весь день были закрыты для движения обе ССВ (служебных соединительных ветви) электродепо «Лихоборы» Люблинско-Дмитровской линии.
Закрытие понадобилось для устранения протечек в тоннелях.
На станции «Новые Черемушки» Калужско-Рижской линии завершается замена облицовки
Обновление отделки путевых стен на новую керамическую плитку (при этом рисунок мощения сохранен) ведётся в рамках программы по обновлению инфраструктуры Московского метрополитена.
Аналогичные работы ведутся на станциях «Водный Стадион», «Речной Вокзал», «Коломенская», «Молодежная», «Волгоградский Проспект», «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии, «Спортивная».
На каких станциях также обновят отделку путевой стены:
🚇«Алтуфьево» Серпуховско-Тимирязевской линии,
🚇«Войковская» Замоскворецкой линии,
🚇«Калужская» Калужско-Рижской линии,
🚇«Октябрьская» Калужско-Рижской линии,
🚇«Первомайская» Арбатско-Покровской линии,
🚇«Перово» Калининской линии,
🚇«Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии,
🚇«Проспект Вернадского» Сокольнической линии,
🚇«Профсоюзная» Калужско-Рижской линии,
🚇«Рязанский проспект» Таганско-Краснопресненской линии,
🚇«Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии».
В торце станции «Сокольники» Сокольнической линии весь месяц велось сооружение противодымного витражного остекления. Оно протянется в верхней части между всеми торцевыми колоннами, окружающими лестницу пересадки на БКЛ, а также по обеим сторонам от самой лестницы.
Устройство столь массивной конструкции продиктовано пожарными нормами.
Эскалаторная галерея на Воробьёвых горах - завершение работ не за горами
"Мы уже почти закончили остекление нижнего вестибюля. Работаем 24/7, чтобы вы могли скорее прокатиться на эскалаторах с прекрасным видом.
🔹общая площадь остекления галереи будет больше 1000 кв. метров;
🔹конструкции из прочного стекла будут пропускать дневной свет — посетители смогут полюбоваться природой вокруг;
🔹на крыше верхнего вестибюля появится смотровая площадка.
По задаче Мэра Москвы С. Собянина мы восстанавливаем эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Вместе с ведущими проектными институтами Москвы провели большую подготовительную работу и постарались максимально вернуть исторический облик галереи. Это будет не просто новая туристическая достопримечательность, но и транспортный объект — с её открытием добираться до канатной дороги, главного здания МГУ и смотровой площадки станет гораздо удобнее. Основные строительные работы завершим в этом году", — рассказал Максим Ликсутов.
Таким был ноябрь 2022 в истории столичного метростроения. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).