Найти в Дзене
Арт Шпаргалка

Погружение в структуру арт-рынка

Оглавление

БЕЗ ИСТОРИИ НЕТ БУДУЩЕГО

На протяжении всего времени искусство было предметом роскоши. В связи с этим, предметы искусства на протяжении всего времени обладали высокой ценностью и притягательностью.

Изменения в XX веке:

  • Высокий авторитет и статус автора произведений искусства, добившегося широкого общественного признания, которые сегодня он легко конвертирует из символического капитала в капитал финансовый;
  • Встраивание производства произведений искусства в современный экономический процесс с его специфическими формами и системами отношений между субъектами экономического взаимодействия.

ГИЛЬДИЯ СВЯТОГО ЛУКИ

В Средние века в Европе образовалась «Гильдия Святого Луки» по имени евангелиста, первым изобразившего образ Девы Марии. Гильдия была структурообразующим элементом европейского рынка искусства того времени.

Получить членство в профессиональной гильдии было непросто, поскольку овладение мастерством занимало долгие годы и требовало учебы (не бесплатной) у признанного мастера, который обязательно был членом гильдии. Для вступления в гильдию часто требовалось, чтобы художник был гражданином города, имел собственное жилье и был женат.

В Антверпене и других городах на юге Нидерландов гильдии осуществляли контроль качества и ставили на годных картинах свое клеймо. Эти меры контроля качества гарантировали покупателям по всей Европе единый стандарт произведений искусства из Антверпена.

ПОЧЕМУ ПАРИЖ?

В начале ХХ века происходит взлет цен на работы современных художников, которые ранее ценились не очень высоко. Например, цены на работы Сезанна за 10 лет (1895–1905) выросли в 1000 раз — с 30 до 30 000 франков. Это подвигло торговцев живописью и коллекционеров к активной покупке произведений современного искусства. Это явление тоже стало неожиданностью для участников рынка и было связано с резким ростом спроса на такие произведения. Мировой столицей искусства и мировым центром рынка искусства в этот период стал Париж. Все художники, все коллекционеры стремились в Париж, ибо только там можно было прославиться и купить настоящее произведение живописи. Именно в Париже до Первой мировой войны были составлены все знаменитые русские коллекции — Щукина, Морозова и др.

США.
СФЕРА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

После Первой мировой войны тенденции мировых рынков, в том числе и рынка искусств, стали определять американцы. Одним из центральных персонажей на рынке стал торговец живописью, или маршан. Лидером и столицей мирового арт-бизнеса становится Нью-Йорк, который до сих пор задает тон и направление всем процессам на международном арт-рынке.

После Второй мировой войны Америка сосредоточила в своих руках небывалый экономический потенциал, так что неудивительно, что арт-рынок переместился в Новый свет. К этому времени развитие посреднических форм и их деятельность выделяются в отдельную сферу бизнеса. Искусство перестает быть исключительно областью удовлетворения эстетических потребностей, а стремительно растущий арт-рынок становится сферой альтернативного инвестирования.

РЫНОК ИСКУССТВА = РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

-2

ПУБЛИКА

ИЗНАЧАЛЬНО – ВЕРУЮЩИЕ И ПРИХОЖАНЕ ЦЕРКВЕЙ.

* Практика выставления готовой работы принадлежит церквям и монастырям, которые обычно выставляли новую алтарную картину для публичного осмотра.

В Средние века в Париже в день выноса плащаницы (праздник Тела Господня) в определенном месте устраивали выставки картин неизвестных молодых художников. Со второй половины XVII века устраиваются выставки парижской Академии: сначала в Пале Рояль (Palais Royal), затем в салонах Лувра (отсюда позднейшее название выставок для членов Академии — Салон).

ПУБЛИКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ИСКУССТВА (!), ОДНАКО ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

СФОРМИРОВАНЫ ПОСЛЕ ВЫХОДА ИСКУССТВА ИЗ-ПОД МОНОПОЛИИ ЦЕРКВИ.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ В МИРЕ БОЛЕЕ 3000 КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ.

63% - СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА И ЕВРОПА

24% - АЗИЯ

82% - СТАРШЕ 45 ЛЕТ

71% - МУЖЧИНЫ

*ИМЕННО БЛАГОДАРЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ ФОМИРУЮТСЯ ЧАСТНЫЕ МУЗЕИ

КОРПОРАТИВНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ, ФОРМИРУЮЩИЕ СВОЮ БАЗУ. ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА НАХОДЯТСЯ НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ.

В МИРЕ: UBS, JPMorgan, Deutsche Bank, Bank of America, Microsoft

В РОССИИ: СБЕРБАНК, Юникредит, Газпром, Инкомбанк

МУЗЕИ

ЭКСПЕРТНАЯ ИНСТИТУЦИЯ

«КОНТРОЛЬ НА ВХОДЕ»

Задача музеев – оценка значимости произведений искусства с исторической, национальной и культурно точки зрения.

Музеи не зависят от рынка, однако, могут принимать участие в приобретении работ с аукционов.

2/3 финансирования музеи получают от государства, остальные средства музей зарабатывает сам – от продажи билетов, организации мероприятий, и т.д.

Музеи крайне редко выступают продавцами.

ХЕДЖ ФОНДЫ

* ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

ПРИОБРЕТАЮТ ИСКУССТВО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК АКТИВ. ОЦЕНКА ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ЭКСПЕРТОВ И ПОСРЕДНИКОВ.

Первый такой фонд Le Peau de l’ours был создан в Париже в 1904 году французским финансистом Андре Левелем и другими 12 инвесторами. На собранные деньги были приобретены 100 картин и рисунков, в том числе ранние работы Матисса и Пикассо. В 1914 году на французском рынке произведений искусства был бум, и группа решила распродать картины на аукционе Drouot. Торги принесли инвесторам сумму, вчетверо превышавшую их первоначальные инвестиции; некоторые картины ушли по десятикратной цене.

-3

АРТ ДИЛЛЕРЫ (МАРШАНЫ)

ПРЯМЫЕ СДЕЛКИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА – КРАЙНЕ РЕДКОЕ ЯВЛЕНИЕ

В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ – АРТ ДИЛЛЕР ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА, ИСКУССТВОВЕДА, АНАЛИТИКА, ОРГАНИЗАТОРА.

АРТ ДИЛЕРЫ ОКАЗЫВАЛИ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ХУДОЖНИКАМ,СОДЕЙСТВОВАЛИ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ, ПРОИЗВОДИЛИ ПОИСК КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ ДЛЯ ХУДОЖНИКА И НАОБОРОТ, КОНСУЛЬТИРОВАЛИ, САМИ ВЫКУПАЛИ ИСКУССТВО, СОЗДАВАЛИ ГАЛЕРЕИ И ОРГАНИЗОВЫВАЛИ ВЫСТАВКИ. ОТСЮДА ПОЯВИЛОСЬ ПОНЯТИЕ ГАЛЕРЕИ (!)

В XXI ВЕКЕ ЭТА ПРОФЕССИЯ РАЗЛОЖИЛАСЬ НА НЕСКОЛЬКО СОСТАВЛЯЮЩИХ.

-4

Старейшими аукционными домами, занимающимися продажей произведений искусства являются:

•Аукционный дом Sotheby’s, который был образован 11 марта 1744 года предпринимателем Сэмюэлем Бейкером. Сегодня он насчитывает 90 представительств в 40 странах мира. Ежегодно аукционным домом Sotheby’s проводится 250 аукционов более чем в 70 категориях.

•Аукционный дом Christie’s, основанный Джеймсом Кристи в 1766 году, имеет 90 представительств в 35 странах мира. Ежегодно он проводит 450 торгов в 80 категориях, включая все области искусства, а также ювелирные украшения и вино. Сегодня торги Christie’s занимают 63 % рынка импрессионистов и модернистов. Через крупнейшие в мире аукционные дома Christie’s и Sotheby’s в совокупности совершается приблизительно 80–90 % всех происходящих в мире аукционных сделок по продаже антиквариата и предметов искусства.

В 1990-х годах существовал олигополистический сговор между Christie’s и Sotheby’s, который в начале нового тысячелетия был раскрыт ФБР, а тогдашние руководители аукционных домов были признаны виновными в нарушении принципов свободного рынка

XXI ВЕК

  • ГИПЕРТРОФИРОВАНА РОЛЬ ПОСРЕДНИКОВ
  • ОТСУТСТВУЕТ ЧЕТКАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
  • ВЫСОКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ
  • СЛИЯНИЕ МИРА ИСКУССТВА И МОДЫ
  • ПАДЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИСКУССТВЕ
  • ПРОБЛЕМА АУТЕНТИФИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (ПОДЛИННОСТИ)

Всем отличного дня!

Анна Коваль. Художник под водой
Анна Коваль. Художник под водой