Человеческая речь, в различных ее проявлениях, как устная, так и письменная - это, пожалуй, тот навык, который вывел эволюцию человека на новый уровень. Возможность рассказать сородичам не только о текущей ситуации, спланировать совместные действия, поделиться опытом не только на примере, но и теоретически, если демонстрация по каким-то причинам невозможна, и многое другое - все это стало возможно только с появлением речи и значительно расширило диапазон развития человека.
В данной совместной с АКАДЕМИКОМ работе мы постарались ответить на вопрос, каким образом у наших предков мог появиться столь полезный навык.
Мы не претендуем на истину и ни в коем случае не рекомендуем нам верить - ибо, как и любой человек, мы можем ошибаться. Впрочем, верить мы не рекомендуем в принципе. Мы рекомендуем думать, анализировать и стараться понять.
БИОКОММУНИКАЦИЯ и ЯЗЫК ЛЮДЕЙ
Общаться друг с другом, то есть передавать информацию представителям своего вида или других видов умеют все живые существа - это умение - основа единства биоценоза, в котором ни один вид не живет обособленно, без связи с другими видами. Информация эта весьма разнообразна, для ее передачи используются разные каналы, соответствующие разным органам чувств. Обмен информацией в биоценозе называется БИОКОММУНИКАЦИЯ, а комплекс всех видов биокоммуникации, характерных для определенного вида животных называют ЯЗЫК этого вида. Подробно, о видах биокоммуникации, со множеством примеров можно посмотреть на канале Академика - БИОКОММУНИКАЦИЯ и ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ - очень интересно и познавательно, расширяет кругозор.
Одной из ключевых особенностей биокоммуникации является ее врожденный наследуемый характер. Животное одного вида, воспитанное родителями другого вида, конечно, будет несколько отличаться от сородичей своего вида, но, тем не менее, сможет с ними адекватно коммуницировать, поскольку эти функции у него заложены генетически, а не приобретаются в процессе воспитания. Человек же, воспитанный другим биологическим видом, попав в человеческую среду адекватно с сородичами коммуницировать не может, ибо врожденной биокоммуникации почти полностью лишен. Врожденная биокоммуникация у человека присутствует в очень ограниченном объеме, и проявляется в основном при общении матери и младенца. Именно с ее помощью младенец может сообщить о дискомфорте, а внимательная мама - понять не только его наличие, но и характер - мокрое дитя, замерзло, хочет есть, или просто ему грустно. Возможно, также к врожденной биокоммуникации относятся некоторые проявления человеком эмоций, но это уже дискуссионный вопрос. В любом случае, для полноценного, или хотя бы приближенного к нему общения взрослой особи с сородичами этой врожденной биокоммуникации критически недостаточно.
И это было бы очень печально, не будь у человека другого, гораздо более функционального коммуникационного инструмента. Нам повезло, он у нас есть - это ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Это не врожденное свойство, говорить человека могут научить только другие люди в процессе воспитания, и никак иначе. Это, вроде как, на первый взгляд, кажется очень неудобным - было бы гораздо проще, если бы человеческий детеныш рождался уже с готовыми навыками полноценной коммуникации, как какой-нибудь котенок или щенок. Но это только на первый взгляд.
Врожденная биокоммуникация является закрытой системой - то есть, те коммуникационные навыки передаются по наследству в полном объеме, но в этом же объеме, не больше, сохраняются до конца жизни особи и передаются следующим поколениям. Эволюционные изменения тут, конечно, возможны, но, как и любые эволюционные изменения - очень медленные.
Человеческая же речь, именно благодаря тому, что не является врожденным признаком, при соответствующих условиях (прежде всего, наличию развитого мозга и речевого аппарата) способна к достаточно быстрому, по эволюционным меркам, и практически неограниченному развитию - усложнению с добавлением нюансов. Ограничено оно только возможностями мозга, но до их предела нам еще очень далеко.
Кроме врожденности и возможностей развития, человеческую речь от языка животных отличает также преднамеренность - человек может сказать что-то или нет, вложить в слова эмоции или не вкладывать, вложить те эмоции, которые имеются в наличии в данный момент или другие, которых нет, но ему зачем-то нужно их продемонстрировать. Информация, передаваемая животными, всегда касается только текущего момента и строго ему соответствует. Если животное напугано, оно выразит испуг, если агрессивно настроено - агрессию, причем выразит именно то состояние, которое есть сейчас. Волк не скажет вам, что зайдет вами перекусить завтра после полудня или на той неделе, если в лесу закончатся зайцы. Если волк говорит, что он вас съест - значит, он готов сделать это прямо сейчас, причем, действительно готов, ибо если нет - он скажет вам что-нибудь другое, что соответствует моменту.
Человек же, в отличие от животного, может рассказать о далеко идущих планах, мечтах, желаниях, может поделиться воспоминаниями, и может соврать, как в настоящем времени, так в прошлом и будущем. Человек может, при соответствующем воспитании, совершенно безэмоционально рассказать вам, почему именно вы его бесите до такой степени, что он хочет вас убить и как именно, или очень эмоционально изобразить состояние, которого на самом деле не испытывает.
Таким образом, РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА и БИОКОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ - инструменты одинаковые по назначению (и то и другое предназначено для общения), однако, существенно разные по принципу действия и механизму формирования. Подробно о разнице биокоммуникации животных и языка людей можно посмотреть на канале Академика - ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ и ЯЗЫК ЛЮДЕЙ. ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ или ДРУГОЕ.
Из чего состоит язык? Если очень упрощенно, то устный язык - это набор из ограниченное числа фонем (звуков речи), и их разнообразных сочетаний. В человеческих языках число фонем колеблется от 13 (гавайский язык) до 48 (нормандский). В русском языке 42 фонемы, во французском 34, в английском 40 фонем. У многих видов животных, например некоторых птиц, китообразных или приматов число фонем сопоставимо с человеческими языками. Однако уникальность именно человеческой речи заключается в способности практически свободно, но согласуясь с правилами, комбинировать фонемы в слова и фразы, понятные другим людям (не всегда конечно, но в основном). Число таких разнообразных сочетаний несоизмеримо больше, чем у любого вида животных, они могут быть значительно длиннее и сложнее, а главное - человеческий язык развивается, по эволюционным меркам достаточно быстро. Богатство языка может увеличиться на протяжении жизни одного-двух поколений - ему ведь не требуется генетически закрепляться в популяции. По крайней мере, такая тенденция наблюдалась до недавнего времени, сейчас она, конечно, под вопросом.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Каким же образом человеку удалось получить столь диковинное и полезное приобретение, как УСТНАЯ РЕЧЬ?
Вряд ли мы когда-нибудь получим точный ответ на этот вопрос, поскольку устная речь - это фактор, не оставляющий материальных свидетельств - письменности и звукозаписи во времена ее зарождения еще не было, да и человек, строго говоря, был еще не вполне человеком. Однако, сопоставив некоторые факты мы можем предположить, как и когда примерно это произошло.
И для начала рассмотрим эволюционный принцип, который, по всей вероятности способствовал процессу обретения речи.
ЭФФЕКТ БОЛДУИНА - закрепление в популяции на генетическом уровне ненаследственных полезных изменений (например, навыков, получаемых в процессе обучения). Разумеется, закрепляются не сами выученные навыки, а лишь способность к их освоению. Механизм тут простой. Если новый навык полезен для вида, то есть, у особей, им обладающих, больше шансов выжить и оставить больше потомства, в популяции закрепляются те генетические особенности, в силу которых особь способна овладеть этим навыком лучше других. Любая случайная мутация, приводящая к тому, что полезный навык осваивается лучше, закрепляется в популяции. И в итоге способность к освоению навыка превращается в видовой признак.
Подробно об эффекте Болдуина и его влиянии на эволюционный процесс можно посмотреть на канале Академика - ЭФФЕКТ БОЛДУИНА.
А теперь посмотрим на братьев наших меньших - шимпанзе, от которых на заре эволюции человека наш предок не очень то и отличался. Подробнее о том, когда пути наших предков и шимпанзе разошлись, и по каким причинам - можно почитать в работе ЛЕГЕНДЫ АНТРОПОГЕНЕЗА или посмотреть ВИДЕОВЕРСИЮ на канале Академика (кстати, весь плейлист РОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ну очень интересен, особенно если смотреть его целиком).
Исследование языка диких шимпанзе из национального парка Таи в Кот-д’Ивуаре провели ученые из Франции и Германии. Местные шимпанзе давно привыкли к присутствию людей-наблюдателей и не реагируют на них. Аспирантка Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге Татьяна Бортолато просто ходила по пятам за шимпанзе с диктофоном, записывая все издаваемые ими звуки. В итоге было записано 4826 высказываний 46 взрослых шимпанзе. Собранные данные были всесторонне проанализированы, о чем можно почитать подробно в статье ЯЗЫК ШИМПАНЗЕ, там же есть ссылка на первоисточник.
В результате исследования выяснилось, что язык шимпанзе содержит 10-12 фонем, которые животные могут комбинировать во фразы - упорядоченные последовательности из двух-трех и более (вплоть до 10) фонем. Эти фразы могут употребляться как поодиночке, так и в различных комбинациях, что, предположительно, позволяет шимпанзе передавать сородичам сотни разных смыслов. Среди закономерностей формирования фраз можно отметить:
- гибкость (почти все элементы могут комбинироваться с большинством остальных);
- упорядоченность (одни элементы чаще встречаются в начале фраз, другие - в конце; одни последовательности встречаются значимо чаще других и т.д.)
- возможность перегруппировки (например, устойчивые последовательности из двух элементов могут включаться в состав последовательностей из трех элементов, причем не случайно, а следует определенным правилам).
Совокупность этих трех особенностей языка до сих пор не была выявлена ни у одного животного, кроме человека.
Разумеется, проведенного исследования не достаточно для того, чтобы определить, является ли язык шимпанзе сложным видом наследственной биокоммуникации или же зачатками приобретаемой в процессе обучения речи. Однако, если современные шимпанзе, не отличающиеся существенно от своих предков - ровесников предков человека, обладают таким навыком, то и наши предки вполне могли его иметь. И этот навык вполне мог являться базой для формирования обучаемой речи.
Рассмотрим, каким же образом пусть даже столь сложная, но все же, вероятнее всего, биокоммуникация могла бы дать начало развитию устной речи.
Можно ли научить шимпанзе ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ? В принципе можно, хотя и в очень ограниченном объеме - Набокова из шимпанзе не получится. И не в формате устной речи. Шимпанзе можно научить языку жестов, или составлению фраз из карточек, общению с помощью компьютера, но разговаривать человеческим языком, даже в упрощенной форме - не получится, поскольку их речевой аппарат для этого не приспособлен.
Именно более совершенный речевой аппарат и был, вероятно, тем самым полезным наследственным изменением, которое развивалось и закреплялось в человеческой популяции, поскольку способствовало лучшему развитию разговорных навыков. Что, в свою очередь, помогало улучшить качество внутривидовой коммуникации и было однозначно полезным для популяции. То есть, в соответствии с эффектом Болдуина, те особи, которые лучше обучались ненаследуемой устной речи, то есть имели такие наследуемые признаки, как более развитые речевой аппарат и мозги, оставляли больше потомства, закрепляя тем самым способность к обучению в популяции.
То есть, можно предположить, что способность к обучению ненаследуемой устной речи, как и сама речь, появилась у предка человека одновременно с соответствующим речевым аппаратом, и развивались эти два признака параллельно. Это предположение основано на еще одном эволюционном принципе - развивается и закрепляется в популяции тот признак, который нужен, то есть дает эволюционное преимущество. Улучшенные коммуникативные возможности такое преимущество дают, однако ни для чего другого, кроме как для устной речи речевой аппарат не используется, а значит, является нужным только в том случае, если устная речь развивается параллельно.
Благодаря своей способности к быстрому развитию, а также адаптации к текущим условиям внешней среды, устная речь является гораздо более функциональными средством коммуникации, чем наследуемая биокоммуникация. Поэтому вполне закономерно, что человеческая популяция со временем перешла именно на этот способ общения, а врожденная биокоммуникация перешла в зачаточное состояние, в котором и существует у современного человека. Процесс этот должен был происходить параллельно с процессами развития речи и речевого аппарата, чтобы одна система коммуникации постепенно сменила другую. Вероятная причина этого - эволюционная целесообразность - перераспределение ресурсов организма на формирование более полезных признаков.
ПЕРВОЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Существование некоего первичного языка, на котором изначально говорило все человечество - вообще говоря, вопрос дискуссионный. Если предположить, что все человечество произошло из единого центра, например из Африки, и устная речь сформировалась до расселения человека по планете - то такой первоязык конечно был. Однако, для такого предположения недостаточно оснований, и также есть доводы, которые ему противоречат - однако, это тема отдельной работы, которая запланирована нами в среднесрочной перспективе.
Если же исходить из предположения о разных центрах зарождения человечества, то существование первоязыка условно возможно, если развитие речевого аппарата происходило у разных групп примерно по одному пути. Условно - потому что, очевидно, что на формирование языка влияет не только строение речевого аппарата, но и внешние условия. Однако, этому предположению существенно мешает тот факт, что у современных людей различной расовой принадлежности строение речевого аппарата отличается. Что говорит о том, что, вероятно, его формирование у представителей различных рас шло разными путями.
В пользу предположения о разных путях формирования речевого аппарата, а значит и изначально разных языков, говорит тот факт, что, например, неандертальцы обладали речевым аппаратом, однако он отличался от речевого аппарата кроманьонца, а следовательно и говорили они на разных языках.
Таким образом, на данном этапе, предположение о том, что у человечества изначально формировалось более одного языка, выглядит более вероятным, чем предположение о едином первоязыке. Но это не точно. Этот вопрос мы предполагаем подробнее разобрать в работе, посвященной расовому разнообразию.
ВЫВОДЫ
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Возникновение и развитие у предка человека устной речи можно считать условно естественным процессом. Этот процесс отлично вписывается в ход эволюции человека, имеет вполне вполне объяснимые предпосылки, возможности и закономерности, что позволило бы считать его совершенно естественным, если бы мы могли с хорошей вероятностью считать естественным весь ход эволюции человека. Однако, естественность эволюции человека предположить не получается - мы показали это в работе ЛЕГЕНДЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. Поэтому зарождение человеческого языка можно считать естественным процессом в неестественных условиях.
2. Существование единого общечеловеческого первоязыка нам пока представляется несколько менее вероятным, чем возникновение разных языков в разных точках. Более детальный разбор этого вопроса мы проведем в следующих работах.
3. По вопросу эффекта Болдуина. Многим кажется, что в наши дни применительно к человеку в нем что-то поломалось. Сам Болдуин предполагал, в соответствии со своим эффектом, непрерывный рост в человеческой популяции интеллекта, однако, по факту, мы можем наблюдать как раз обратный процесс. Объясняется это просто. Согласно эффекту Болдуина, в популяции закрепляются те навыки, которые нужны для лучшей приспособленности особи к среде обитания. В современной человеческой популяции развитие интеллекта не способствует лучшей приспособленности к среде, так с чего бы ему развиваться? Лучшей приспособленности способствуют умения четко выполнять заданные алгоритмы, на задумываться над тем, зачем, почему и кому это нужно и вера создателю алгоритма. Именно эти качествав человеческой популяции и закрепляются. Так что эффект отлично работает, просто Болдуин переоценил значение интеллекта для успеха в современном мире.
Хотелось бы отметить один момент. Так уж вышло, что человек, благодаря полученному эволюционному преимуществу в виде развитого мозга, перестал был частью биоценоза, и получил возможность выбирать - подчиняться или нет его законам в каждом конкретном случае, в том числе, и эффекту Болдуина. Правда, относится это каждому конкретному человеку, а не к популяции в целом. Но ведь каждый из нас и есть тот самый конкретный человек. Значит, у каждого такая возможность имеется- а дальше уже - вопрос личных предпочтений.