Советские подлодки всё ближе и ближе подходили к Кубе, что естественно, делало их более уязвимыми к обнаружению. В этот день боевая готовность американцев была на втором уровне, их самолёты круглыми сутками летали над Карибами, держа тотальную блокаду острова Куба.
Подлодка Василия Архипова погружалась всё ниже и ниже, чтобы скрыться от противника. Экипаж работал в жару 60 градусов, имея на весь день в рационе лишь стакан воды на одного человека. И тут были сброшены бомбы на глубину, с приказом "всплыть" - это были американцы.
Какой из этого мог быть вывод? - Началась Третья мировая война, нужно дать отпор американскому флоту, ведь они сбросили гранаты, значит "нам" нужно запустить по ним торпеды.
Капитан подлодки В59 Валентин Савицкий впал в истерику. Ведь он даже не мог предположить, что это были лишь предупредительные бомбы, которые были сброшены специально для того, чтобы подлодка всплыла. У Валентина сдали нервы, было решено запускать торпеды. А это значит: начать ядерную войну...
К счастью, последнее решение было за морским офицером - Василием Архиповым, который имел холодный ум и прагматичность. Именно он запретил открывать огонь и отдал приказ сдаться...
Это был самый страшный день в истории человечества: Пик Карибского кризиса
Василий Архипов был уроженцем крестьянской семьи в Московской области. Имел образование девять классов, потом поступил в высшее военно-морское училище. Успел поучаствовать во Второй Мировой Войне против Японии, а после окончил училище в 1947 году.
Решительность до Карибов
Его холодный подвиг возле Кубы далеко не первый такой "перформанс". Ещё в 1961 году он проявил себя примерно в такой же ситуации:
Это была подлодка К-19, где Архипов был дублёром командира. На этой лодке произошла авария, была реальная угроза расплавления ядерного реактора. Произошла паника, а за ней конфликты. Офицеры выступили против капитана Николая Затеева. Они требовали пустить лодку ко дну и высадить экипаж на ближайшем острове. Архипов сохранял хладнокровие и был на стороне командира. Он отдал приказ:
Срочно утопить всё стрелковое оружие, оставить лишь несколько пистолетов для командиров. Исполнить незамедлительно...
Однако, в результате этой аварии весь экипаж получил дозу радиации. Но дисциплина была сохранена.
Жизнь после Карибского кризиса
Советские подлодки вернулись домой после произошедшего у берегов Кубы. В СССР их приняли не очень уж тепло, называя предателями. Дескать, этот поступок очень унизителен и надо было пойти ко дну вместе со всеми, но с честью.
Но Архипов продолжил службу в той же должности и в 1981 году дослужился до вице-адмирала. Прослужив ещё немного, он уволился в запас и переехал в дачный посёлок в Железнодорожном, где и прожил свои последние дни вместе с любящей женой Ольгой.
Ольга же стала одной из первых, кто узнал о произошедшем возле Кубы. Она всегда говорила, что её муж настоящий герой и очень им гордится.
Это событие держали в строгой тайне целых сорок лет. До своей славы Архипов, к сожалению, не дожил. Он скончался от радиации в 1998 году у себя дома в посёлке.