Министр энергетики Андрей Спыну, тот, что летом предлагал собирать кору ив, которая обладает «высокой тепловой энергией», теперь весьма оригинально пояснил причины очередного подорожания электрической энергии. Она, дескать, стала дороже из-за того, что в Германии... ослаб ветер!
Понятное дело, что речь идёт о закупках безумно дорогой «зеленой» электроэнергии. Смысл в словах Спыну, конечно, есть, потому что мы закупаем электричество теперь, вроде как, у западных стран, а там действительно есть перекос в сторону так называемой «зеленой энергетики».
Смысл-то в словах есть - а вот резона теперь нет вообще. Вспомните, под каким соусом подавалась идея о «диверсификации источников». Мол, это самый надежный путь иметь поставки всегда, добиваться самой низкой цены (но это только в теории), и вообще, это нужно, потому мы подписываем Третий европейский энергопакет (а он сразу ставит всю страну в зависимость от западной энергетики). «Энергопакет», «подписываем», - звучит, конечно, красиво. Пиджачки, улыбки, дорогие авторучки, блицы фотографов - Европа!
Об этом талдычит не только Спыну, но и каждый приезжающий сюда дипломат или делегат ЕС - без зазрения совести они втирают за эти «энергопакеты», что это «путь к самым дешевым поставкам», тогда как мы видим своими глазами, что этот путь пока что привел не к удешевлению, а наоборот, к подорожанию света в четыре раза, а газа - в семь. Это как тронуться из Комрата в сторону Вулканешт, но при этом уверять всех остальных сидящих в машине, что на самом деле мы едем в Кишинев самой короткой дорогой!
Так вот, «диверсификация» преподносилась как стабильность, но что это за стабильность, когда все зависит от ветра в Германии, и если его нет, то растут цены? С ветром ведь не договоришься, дуй-не дуй! Предсказать или спрогнозировать его на недели и месяцы вперед никак не получится.
Нормальные люди понимают стабильность чуть иначе - это стабильные цены. Высокие, невысокие, это уже другой вопрос - под стабильностью подразумевается постоянство цены. Это позволяет человеку, семье как-то планировать свои расходы, потребитель знает, что и через месяц, и через два на свет и отопление потратит определенную сумму денег, соответствующую ежемесячным потребностям - не больше и не меньше. Если Спыну или кто-либо еще там, среди властей и оголтело поддерживающей их околесицы, имеют неверное представление о понятии «стабильность», то, видимо, есть смысл подарить им словарь.
И второй момент. Опять-таки, о диверсификации. Говорили «стабильность», а также конкурентоспособность - мол, больше рынков, больше предложений, мы сможем выбирать что лучше, что дешевле! Давайте, дескать, не будем делать электричество сами, так как дорого стало жечь газ ради электричества, а подключимся к разным рынкам и будем выбирать, где дешевле! Мы, дескать, не отказываемся от своего, и от российского также не отказываемся, а просто попробуем поиграть на рынке с целью найти дешевле.
И вот она, ситуация - в одном месте стало дороже, потому что «ветра нет». Так ведь в таком случае у нас, согласно замыслам Спыну, должна быть альтернатива! По идее, по тому плану, что нам озвучивали, если где-то становится дороже, мы возвращаемся туда, где дешевле, для того, дескать, и нужна диверсификация - чтобы покупать там, где сейчас дешевле.
И что? Какой ход сделало правительство? Правильно, просто переложило все бремя на своих граждан, подняв цены. А к чему тогда были все эти высокопарные, «дальновидные» разговоры о «диверсификации», о «наших мудрых действиях», за которые люди, дескать, еще скажут спасибо!
А ведь весь принцип и идея «евроинтеграции» построена так же, на обещаниях «хорошей жизни», за которую в будущем «скажут спасибо ваши дети», но когда это будущее придет, то дети узнают, что на Молдове висит мульти-билли-триллиардный долг, набранный теми, кто все предлагал потерпеть ради «будущего детей».
И что у них будет за жизнь, можете посмотреть на примере Греции, которая вошла в ЕС в 1981-м году. В 80-е и 90-е годы прошлого века грекам тоже говорили, «ваши дети будут говорить спасибо». И вот дети, родившиеся в 80-е и 90-е, уже давно стали взрослыми.
И что они видят в Греции в последние десять лет? Многомиллиардные долги, протесты, самосожжения против высоких цен, булку хлеба, которая стоит два евро (40 леев! Сорок леев булка хлеба, черт возьми!), и конца-края всему этому нет! Хватит ли нашему народу мудрости разобраться, проанализировать и сделать выводы?
Вся евроинтеграция - это большой пузырь. Мыльный. И в целом, и в частностях. От нее надо отказываться в принципе, и только так можно остановить все нарастающий ком кризисов, подорожаний и прочих пертурбаций. Весь корень этого зла даже не во власти как таковой, а в евроинтеграции.