Какое отношение ведьмы имеют к твоему любимому пиву?
Вплоть до 1500-х годов пивоварение было в основном женской работой, то есть до клеветнической кампании, обвинявшей женщин-пивоваров в том, что они ведьмы. Большая часть иконографии, которую мы сегодня ассоциируем с ведьмами, от остроконечной шляпы до метлы, возможно, возникла из-за их связи с женщинами-пивоварами.
Обычная домашняя работа
Люди пьют пиво уже почти 7000 лет, и первыми пивоварами были женщины. От викингов до египтян женщины варили пиво как для религиозных церемоний, так и для приготовления полезного и калорийного напитка для дома.
На самом деле, монахиня Хильдегард фон Бинген, жившая в современной Германии, написала о хмеле в XII веке и добавила этот ингредиент в свой рецепт пива.
С каменного века до 1700-х годов эль, а позже и пиво, были основным продуктом питания большинства семей в Англии и других частях Европы. Напиток был недорогим способом употребления и сохранения зерна. Для рабочего класса пиво было важным источником питательных веществ, богатых углеводами и белками. Поскольку напиток был такой обычной частью рациона среднего человека, брожение было для многих женщин одной из их обычных домашних обязанностей.
Некоторые предприимчивые женщины вынесли этот бытовой навык на рынок и начали торговать пивом. Вдовы или незамужние женщины использовали свое мастерство брожения, чтобы заработать дополнительные деньги, в то время как замужние женщины сотрудничали со своими мужьями, чтобы вести свой пивной бизнес.
Изгнание женщин из индустрии
Так что, если вы отправитесь в Средние века или эпоху Возрождения и отправитесь на рынок в Англии, вы, вероятно, увидите до странности знакомое зрелище: женщины в высоких остроконечных шляпах. Во многих случаях они стояли перед большими котлами.
Но эти женщины не были ведьмами; они были пивоварами.
Они носили высокие остроконечные шляпы, чтобы покупатели могли их видеть на переполненном рынке. Они перевозили свое пиво в котлах. А у тех, кто продавал пиво вне магазинов, кошки были не как демоны-фамильяры, а для того, чтобы отпугивать мышей от зерна. Некоторые утверждают, что иконография, которую мы ассоциируем с ведьмами, от остроконечной шляпы до котла, возникла у женщин, которые работали мастерами-пивоварами.
Как только женщины закрепились на пивных рынках Англии, Ирландии и остальной Европы, началась Реформация. Фундаменталистское религиозное движение, зародившееся в начале 16 века, проповедовало ужесточение гендерных норм и осуждало колдовство.
Пивовары-мужчины увидели возможность. Чтобы снизить конкуренцию в торговле пивом, эти мужчины обвинили женщин-пивоваров в том, что они ведьмы и используют свои котлы для варки волшебных зелий вместо выпивки.
К сожалению, слухи распространились.
Со временем женщинам стало опаснее заниматься пивоварением и продавать пиво, потому что их могли ошибочно принять за ведьм. В то время обвинение в колдовстве было не просто социальной оплошностью; это может привести к судебному преследованию или смертному приговору. Женщин, обвиненных в колдовстве, часто подвергали остракизму в их общинах, заключали в тюрьму или даже убивали.
Некоторые мужчины на самом деле не верили, что женщины-пивовары были ведьмами. Однако многие считали, что женщины не должны тратить свое время на приготовление пива. Процесс требовал времени и самоотверженности: часы готовили эль, подметали полы и поднимали тяжелые снопы ржи и зерна. Если бы женщины не умели варить эль, у них было бы значительно больше времени дома, чтобы растить детей. В 1500-х годах некоторые города, такие как Честер в Англии, фактически запретили большинству женщин продавать пиво, опасаясь, что молодые алевки (женщины-пивовары) вырастут и станут старыми девами.
Мужчины по-прежнему правят балом
Иконография ведьм с их остроконечными шляпами и котлами сохранилась, как и доминирование мужчин в пивной индустрии: 10 крупнейших пивных компаний мира возглавляют генеральные директора-мужчины, а членами правления в основном являются мужчины.
Крупные пивные компании склонны изображать пиво как напиток для мужчин. Некоторые ученые даже дошли до того, что назвали рекламу пива «учебниками мужественности».
Эта гендерная предвзятость, по-видимому, сохраняется и на небольших крафтовых пивоварнях. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что, хотя 17% крафтовых пивоварен возглавляет одна женщина-генеральный директор, только в 4% этих предприятий работает женщина-пивовар — эксперт-наблюдатель, который наблюдает за процессом пивоварения.
Так быть не должно. На протяжении большей части истории это было не так.