Один из самых сакрализированных титулов в истории - это титул Императора. Самые амбициозные личности в истории стремились обладать этим титулом, а государства, присваивавшие к своему названию слово "империя" обрастали почти священным почитанием своей власти.
Лат. слово "imperator" означает "повелитель", "полководец". Т.е. тут сразу подчеркивается ее военный и силовой характер природы. Империя (от лат. слова "imperium") – "власть", "господство"; империум – верховная власть в Римской империи[1]. Ее давали консулам и диктаторам, как должностям, чья власть, как правило, не имела ограничений в определенный период и при определенных условиях.
Титул Императора, несомненно, более высокий ранг по сравнению с другими правительственными рангами, такими как король, конунг, хан и т.п. Хотя в Российской империи понятие "Царь" и "Император" были тождественны. Ну тут уже национальное восприятие власти было. По аналогии с тем, что в Ромейской империи (Византии) греческий титул Василевс (царь) был тождественен титулы автократор (буквально "самодержец", греческий аналог императора).
Первоначально титул "императора" давали римским полководцам за блестящие военные победы, во время великого триумфа. Постоянно, кто стал носить этот титул - был Юлий Цезарь[2] (от него, собственно и идет русский титул Царь), а с Октавиана Августа, все принципы (от лат. "первейший") уже стали именоваться императорами, как носители высшей военной власти в Республике. Да-да, именно в Республике, поскольку римляне в I веке по Р.Х. еще не ощущали себя поддаными, а были гражданами.
Имя Август, кстати, также стало обязательным атрибутом власти (поэтому члены королевской или царской семьи именуются "августейшими").
Во времена Диоклетиана (284-305 гг.) была реформирована система власти в Римской империи. Теперь было два императора с титулами Август, у которых было по одному соправителю с титулом Цезарь. Так сложилась система тетрархии (четверовластие).
С принятием св. Константином I Великим христианства, восприятие римлянами природы власти стало меняться. В христианской традиции титул Императора принадлежал только одному лицу – в мире не могло быть двух Императоров и двух Империй, поскольку Империя всегда воспринималась как прообраз Царствия Божьего, а Император – прообраз Бога[3].
Иногда, правда, это доходило до несколько странных вещей, в частности, при Константине IV Погонате (668-685гг.) было закреплено правление трех императоров – самого Константина и его двух братьев по следующим причинам, о которых говорит Феофан Византиец: «Мы верим во Святую Троицу и идем венчать на царство троих»[4].
Главной целью Римской (Ромейской) империи стала защита Православия от внешних и внутренних угроз и распространение истины во все пределы ойкумены (космоса, видимого мира людей)[5]. Все православные государи признавали власть римского Императора. Отказ даже от формального подчинения могло привести к анафеме и войне, как это и произошло в случае с Византийско-болгарской войной при Василии II Болгаробойце, когда болгарский князь Борис попытался оспорить у ромеев Императорское достоинство.
Подобная узурпация Имперского достоинства воспринималось как страшное кощунство и нарушение мироздания. И даже когда языческий вождь Одоакр в 476 г. взял Рим и сверг последнего западноримского императора, он не посмел взять себе императорские регалии, а отослал их в Константинополь, признавая первенство и власть императора Зенона[6].
В связи с этим есть определенная православная политическая традиция говорить об Империи или Императоре в единственном числе и употреблять этот термин на письме с заглавной буквы, когда говорится о христианской Империи или христианском Императоре[7], как и было использовано в настоящей статье.
В истории есть немало примеров, когда государи Европы пытались незаконно присвоить себе титул римского императора и провозглашали себя наследниками Рима. Пожалуй, первым и самым известным таким самозванцем стал в 800 г. Карл Великий[8], выдающийся объединитель Западной Европы. К слову, стоит отметить, что этот неудобный вопрос сам Карл пытался решить через династический брак своей дочери с Константином VI, чтобы таким образом политически объединить Запад и Восток. Но из-за вмешательства св. Ирины, матери Константина, осуществившей государственный переворот, проект объединения двух империй расстроился...
На сегодняшний день христианских Империй не существуют, а, титул императора (яп. "тэнно") сохранился только в Японии[9].
P.S.: Интересно, как японцы подбирали европейский аналог "тэнно". Они спросили, какой титул в Европе самый крутой и высокий? Им сказали - императорский. И японцы, такие: ок, называйте нашего тэнно императором, если вам, европейцы, так проще :) К Римской культуре японцы не имеют никакого отношения, но титул им понравился.
[1] Империя // Большая Советская Энциклопедия. Т. 17: «Земля-Индейцы». М., 1953. С. 590.
[2] Там же.
[3] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. М., 2008. С. 31.
[4] Там же.
[5] Там же. С. 29.
[6] Там же. С. 42.
[7] Лисовой Н.Н. «Святой Диоклетиан»: Империя и Церковь в римско-константинопольско-московской парадигме // Восточнохристианская цивилизация и восточнославянское общество в современном мире. М., 2001. С. 64-75.
[8] Империя // Большая Советская Энциклопедия. Т. 17: «Земля-Индейцы». М., 1953. С. 590.
[9] Империя // Большая Российская энциклопедия», под ред. К.С. Гаджиева. Т. 11: «Излучение плазмы – Исламский фронт спасения». М., 2008. С. 455.