Даже самым “правильным” взрослым когда-то было 14 лет. Им было сложно, они искали себя, самовыражались и конфликтовали со своими родителями. Почему они забыли про трудности этого периода, снова и снова совершая ошибки, в попытках наладить отношения теперь уже со своими подросшими детьми?
Об этом и других вопросах, беспокоящих родителей и самих подростков, читайте в нашем интервью с педагогом-психологом, кандидатом наук Владой Бежовец.
Вопрос конфликтов и непонимания родителей и подростков, на самом деле, очень серьезный. Со стороны проблемных подростков мы можем услышать даже такое шокирующее высказывание, как “мои родители - дебилы”.
Говоря о взаимоотношениях родителей и подростков, важно отметить, что проблема подросткового поведения - это не только проблема подростков. Это проблема родителей и подростков.
Конечно, все мы осознаем процессы взросления детей. В 12,13,14 лет у ребенка идут очень активные, стремительные изменения. Это касается и физиологических, и психоэмоциональных процессов. Меняется сознание, формируется мировоззрение, и темпы этого развития очень высоки.
А вот развитие родителей, как правило, замедляется. Родители, скорее всего, значительно отстают от темпов развития детей. Они привыкли действовать в тех моделях поведения, которые раньше были успешны, но уже неприменимы к сегодняшнему дню. Они мыслят шаблонно и стереотипно. Естественно, они совершают такие действия, которые для них являются комфортными.
Родители продолжают взаимодействовать со своим ребенком из адекватной родительской роли: они учат, они лечат, они заботятся, кормят, защищают, пытаются передать свой опыт и помогают устанавливать границы ребенку, точнее, уже подростку. Однако, наряду с адекватными родительскими действиями, родители совершают и продолжают совершать неадекватные действия.
В чем заключается неадекватность родительских действий?
Неадекватность проявляется, когда родители излишне контролируют подростка, приказывают, многого требуют и принуждают, причем принуждение может быть как явным, так и скрытым. А еще они командуют, наказывают, создают большое количество запретов и дают непрошенные советы, которые тоже во многом бывают неадекватными и не соответствующими потребностям.
Именно эта неадекватная часть родительского поведения и вызывает сопротивление подростка и целый шлейф проблем.
Согласно транзактному анализу, каждый из нас, в зависимости от ситуации, может отыгрывать три роли: детскую, родительскую и взрослую. Так вот, от родителей подростков требуется гибкий переход из родительской во взрослую позицию.
Практика показывает, что неадекватная родительская роль часто сращивается с детской ролью. И этот родитель, сталкиваясь с сопротивлением подростка, вместо взрослой впадает в детскую роль. В ней человек может быть затоплен такими чувствами, как беспомощность, бессилие, сплошные обиды, жалость к себе, стыд, осуждение, обвинение, в том числе и в свою сторону, всплески страха и агрессии.
В проблемных взаимоотношениях часто случается так, что родитель начинает играть детскую роль, а подросток оказывается в такой ситуации, что ему приходится играть взрослую роль. В результате нарушается иерархия в отношениях, становится непонятно, кто кого контролирует и что происходит. На этом фоне проблемы в общении могут еще сильнее усугубляться.
Что нужно делать родителям?
Развиваться, менять свои модели поведения, а родительские действия переводить во взрослые действия, постепенно переходя к партнерским отношениям с подростком.
Родителям нужно научиться осознавать свое поведение и стремиться выйти из неадекватной родительской позиции во взрослую роль. Именно взрослая роль способна “вытащить” конфликтные отношения на новый уровень. В этом также поможет чтение соответствующей литературы, анализ ситуации и консультирование с психологом.
В чем заключаются адекватные взрослые действия?
Это прямое проявление внимания к подростку, исходящее из вопросов к его чувствам, желания и действиям.
Это прямое выражение чувств и избегание осуждений.
Прямое выражение желаний.
Предложение помощи, а не навязывание помощи, а также прямые просьбы о помощи.
Список этих действий можно продолжить.
В завершение хочется отметить, что во взаимоотношениях с подростком при любых ситуациях важны доверие и эмоциональный контакт, которые основываются на любви, на дружбе, на глубоком понимании - на всех тех чувствах, которые мы так ценим.
Если вы зашли в тупик и чувствуете, что не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами в отношениях, приглашаем вас на индивидуальные консультации!
#одаренность #дошкольноеобразование #дошкольноевоспитание #дети #детство #талант